Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: Классификация видов конкуренции






Вопрос: Конкуренция: понятие и сущность

Конкуренция (от лат. конкуриро - сталкиваюсь) - борьба предпринимателей за наиболеевыгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

В рыночной экономике борьба неизбежна, так как она порождается следующими объективными условиями:

· наличием множества равноправных рыночных субъектов;

· полной экономической обособленностью каждого из них;

· зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

· противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Функции конкуренции:

- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;

- стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продук­ции, снижать издержки производства;

- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов про­изводства;

- установление равновесной рыночной цены.

Положительные стороны конкуренции:

1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3. Конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4. Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7. Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8. Конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику

2. Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

3. Усиливает нестабильность рынка и кризисные явления

4. Вызывает дифференциацию субъектов хозяйствования, то есть ведёт к обогащению одних и разорению других

5. Вызывает поглощение и слияние одних фирм другими, что способствует монополизации рынка, тем самым подрывая основы конкуренции

6. Ведёт к хищнеческому потреблению и нерациональному использованию природных ресурсов

(зная спрос покупателя, производитель стремится максимально произвести продукт, нерационально испольтзует ресурс, переходит грань, часть продукции становится невостребованной).


вопрос: Классификация видов конкуренции

 

Однако главным критерием рыночных структур является число фирм в отрасли.

КОНКУРЕНЦИЯ
по форме по масштабам развития по характеру развития по степени интенсивности по типу рынка
· функциональная · видовая · предметная · индивидуальная · местная · отраслевая · межотраслевая · национальная · глобальная · свободная · регулируемая · привлекательная · умеренная · ожесточенная для объекта конкуренции · ожесточенная для субъекта конкуренции · на рынке совершенной конкуренции · на рынке несовершенной конкуренции

По типам конкурентного поведения:

Добросовестная конкуренция. Конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в по­вышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.

Недобросовестная, нечестная конкуренция.

Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:

1. промышленный шпионаж;

2. промышленная контрразведка;

3. подделка продукции конкурентов;

4. воровство товарного знака;

5. прямой обман потребителей;

6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;

7. подкуп должностных лиц (коррупция);

8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным).

В соответствии с ролевой функцией можно выделить следующие типы конкурентов:

· Лидеры, до 40% рынка. Первая группа должна с одной стороны стремиться ограждать атаки претендентов, с другой – атаковать конкурентов.

· Претенденты на лидерство, порядка 30%. Вторая группа имеет значительный атакующий потенциал, и при наступлении определенных условий стремится стать лидерами.

· Ведомые, около 20%. Третья группа старается не вступать в конкурентную борьбу с претендентами и лидерами, и в своей стратегии стремится следовать за лидерами.

· Новички – оставшиеся 10%.. Четвертая группа озабочена поиском рыночной ниши, причем это ниша должна быть достаточно прибыльной, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов.

По методам конкурентной борьбы:

Ценовая конкуренция:

- борьба между производителями за сверхпри­быль посредством уменьшения издержек производ­ства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров;

- использование ценовой дискриминации: про­дажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.

Обратите внимание:

1. Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что в современных условиях использование ценовых методов в конкурентной борьбе, как правило, заканчивается конфузом. К примеру, в 80-е годы ХХ ст. одна из компаний США по производству алюминия в борьбе с отечественными конкурентами поэтапно снижала цены вплоть до крайнего предела — ниже уровня рентабельности. Понятно, что и конкурирующие компании вынуждены были поступать так же. В результате на американский рынок хлынул поток еще более дешевого алюминия из стран Западной Европы, что привело к банкротству инициатора ценовых методов конкурентной борьбы.

2. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. Это пример ценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция:

Суть заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:

1. высокому качеству товаров (услуг);

2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе.

3. экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров);

4. удобству в эксплуатации и обслуживании;

5. большему гарантийному сроку использования товаров;

6. лучшим экологическим характеристикам;

7. высокому качеству допродажного и послепродажного обслуживания;

8. условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании);

9. условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар;

10. нормой конкурентной борьбы в современных условиях является поставка оборудования не " под ключ", а по принципу " первая продукция — в руки", что привлекает заказчиков экономией расходов на пусконаладочные работы;

11. возрастающая скорость выполнения заказов клиентов при неизменных ценах. Главенствует принцип: " Скорость – фактор цивилизованной конкуренции! ".

 

В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка:

- совершенной конкуренции

- несовершенной конкуренции


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал