Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос: Классификация видов конкуренцииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Вопрос: Конкуренция: понятие и сущность Конкуренция (от лат. конкуриро - сталкиваюсь) - борьба предпринимателей за наиболеевыгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. В рыночной экономике борьба неизбежна, так как она порождается следующими объективными условиями: · наличием множества равноправных рыночных субъектов; · полной экономической обособленностью каждого из них; · зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка; · противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса. Функции конкуренции: - эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества; - стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства; - распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства; - установление равновесной рыночной цены. Положительные стороны конкуренции: 1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; 2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; 3. Конкуренция стимулирует повышение качества товара; 4. Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); 5. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; 6. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; 7. Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); 8. Конкуренция вводит новые формы управления. Отрицательные стороны конкуренции: 1. При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику 2. Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы. 3. Усиливает нестабильность рынка и кризисные явления 4. Вызывает дифференциацию субъектов хозяйствования, то есть ведёт к обогащению одних и разорению других 5. Вызывает поглощение и слияние одних фирм другими, что способствует монополизации рынка, тем самым подрывая основы конкуренции 6. Ведёт к хищнеческому потреблению и нерациональному использованию природных ресурсов (зная спрос покупателя, производитель стремится максимально произвести продукт, нерационально испольтзует ресурс, переходит грань, часть продукции становится невостребованной). вопрос: Классификация видов конкуренции
Однако главным критерием рыночных структур является число фирм в отрасли.
По типам конкурентного поведения: Добросовестная конкуренция. Конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам. Недобросовестная, нечестная конкуренция. Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся: 1. промышленный шпионаж; 2. промышленная контрразведка; 3. подделка продукции конкурентов; 4. воровство товарного знака; 5. прямой обман потребителей; 6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой; 7. подкуп должностных лиц (коррупция); 8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным). В соответствии с ролевой функцией можно выделить следующие типы конкурентов: · Лидеры, до 40% рынка. Первая группа должна с одной стороны стремиться ограждать атаки претендентов, с другой – атаковать конкурентов. · Претенденты на лидерство, порядка 30%. Вторая группа имеет значительный атакующий потенциал, и при наступлении определенных условий стремится стать лидерами. · Ведомые, около 20%. Третья группа старается не вступать в конкурентную борьбу с претендентами и лидерами, и в своей стратегии стремится следовать за лидерами. · Новички – оставшиеся 10%.. Четвертая группа озабочена поиском рыночной ниши, причем это ниша должна быть достаточно прибыльной, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов. По методам конкурентной борьбы: Ценовая конкуренция: - борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; - использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства. Обратите внимание: 1. Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что в современных условиях использование ценовых методов в конкурентной борьбе, как правило, заканчивается конфузом. К примеру, в 80-е годы ХХ ст. одна из компаний США по производству алюминия в борьбе с отечественными конкурентами поэтапно снижала цены вплоть до крайнего предела — ниже уровня рентабельности. Понятно, что и конкурирующие компании вынуждены были поступать так же. В результате на американский рынок хлынул поток еще более дешевого алюминия из стран Западной Европы, что привело к банкротству инициатора ценовых методов конкурентной борьбы. 2. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. Это пример ценовой конкуренции. Неценовая конкуренция: Суть заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется: 1. высокому качеству товаров (услуг); 2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе. 3. экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров); 4. удобству в эксплуатации и обслуживании; 5. большему гарантийному сроку использования товаров; 6. лучшим экологическим характеристикам; 7. высокому качеству допродажного и послепродажного обслуживания; 8. условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании); 9. условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар; 10. нормой конкурентной борьбы в современных условиях является поставка оборудования не " под ключ", а по принципу " первая продукция — в руки", что привлекает заказчиков экономией расходов на пусконаладочные работы; 11. возрастающая скорость выполнения заказов клиентов при неизменных ценах. Главенствует принцип: " Скорость – фактор цивилизованной конкуренции! ".
В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка: - совершенной конкуренции - несовершенной конкуренции
|