![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели, принципы и формы антимонополистической политики государства. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Антимонопольное регулирование - это система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон деятельности монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены. Основная цель антимонопольного регулирования - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной конкуренции. Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией: - поощрение создания товаров-заменителей; - поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов); - привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; - финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; - государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления. Основные задачи антимонопольного законодательства: - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике; - снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов; - определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушение правил честной конкуренции; - защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса; - создание условий для развития национального хозяйства Административные меры, направленные на демонополизацию рынков: - запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен; - запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением; - принудительная демонополизация (дробление); - установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.
обратите внимание: 1. Полиполия – много покупателей и много продавцов. 2. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) - это тип рыночной конкуренции при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос. (монополия со стороны покупателей). 3. Монопсония (1 покупатель и много продавцов) – это тип конкуренции при котором существует монополия единственного покупателя, ограничивая свои покупки покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части доход продавцов. 4. Ограниченная монопсония (когда несколько продавцов и 1 покупатель) – цену диктует покупатель 5. Биотеральная монопсония - при ней возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя 6. Олигополия – это тип несовершенной конкуренции при которой доминируют несколько продавцов (3-5), доля который в общем объеме продаж так велика, что изменение в объеме продаж ведет к изменению цен. 7. Биотеральная олигополия (несколько продавцов и несколько покупателей). 8. Дуополия (имеется только 2 продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение, оценок рынков сбыта, квоты на производство). 9. Монополия (чистая монополия) – это тип несовершенной конкуренции (на рынке присутствует только 1 фирма, отсутствуют товарозаменители, и существуют барьеры проникновения в данное производство). 10. Ограниченная монополия - 1 производитель и несколько потребителей. 11. Монополистическая конкуренция сочетаются элементы монополии и конкуренции.
|