Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое лидерство и его роль в политической жизни.






В современной политологии существует несколько определений полит. лидерства.

1. Полит. лидерство – это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, полит. организацию или большую социальную группу.

2. Полит. лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Иными словами, лидерство – это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение его членов.

3. Полит. лидерство – это символ общности и образец полит. поведения группы (групп), способный реализовывать ее (их) интересы с помощью власти.

Полит. лидерство выполняет ряд важнейших функций. К ним относятся:

1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и полит. деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).

2. Процесс выработки и принятия полит. решений (управленческая функция).

3. Мобилизация масс на достижение полит. целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция).

4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция).

Одной из наиболее распространенных теории полит. явления является теория «личностных черт», согласно которой лидерами становится лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств, присущих лидеру. Согласно Р. Каттелу и Г. Стайсу, к ним относятся: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний и т.д.

35. Политическая идеология: сущность структура, функции.

Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться в качестве своеобразной формы интеграции полит. сознания на уровне групповых, классовых, национальных и межнациональных интересов, т.е. формы специализированного, интегрированного сознания или в качестве «надстройки» над общественной идеологией.

Понятие «идеология» было введено в научный оборот в 1796 г. французским философом и экономистом А. Дестютом де Траси в докладе «Проект идеологии». В этом докладе и в появившемся позднее четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени – Бэкона, Локка, Кондильяка и создать общую «теорию идей», или науку об идеологии. Успех этой идеи был кратковременным. Пришедшей к власти Наполеон назвал идеологию демагогией и болтовней.

Современная полит. идеология является многоуровневой. Выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистски-просветительный) и актуализированный (житейский).

На первом уровне научные открытия синтезируются с идеологическими догмами, разрабатываются полит. теории, обосновываются идейные принципы полит. групп, партий и движений.

На втором уровне теории и идейные принципы трансформируются в программы и полит. лозунги. Идеология становится полит. пропагандой, проникает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизионные передачи и рекламу.

Третий уровень выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах полит. участия. Именно на этом уровне развертывается идеологическое пространство (дискурс) с такими его элементами, как идеологические полит. культуры, идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая разного рода побочными явлениями – «идеологическими диверсиями» или «идеологическими «инсинуациями» (И. Ильин) и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал