Очное обучение.
№
п/п
|
№ раз-дела
|
Вид самостоятельной работы
| Наименование (содержание) работы
|
Объем, часы
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Подготовка сообщений.
| Тема «Этикет как учебная дисциплина и социальное явление». Рассмотрение этикета как учебной дисциплины. Анализ понятия «этикет». Уяснение взаимосвязи и различий между понятиями «культура поведения» и «этикет», «этика» и «этикет». Осознание общих правил и принципов этикета как основы формирования хороших манер. Изучение структуры и функций этикета. Понимание роли этикета в формировании общей и профессиональной культуры современного специалиста.
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм.
| Тема «Этикет в общественных местах». Осознание необходимости строгого соблюдения правил этикета в общественных местах в современных условиях. Усвоение правил поведения на улице и в общественном транспорте, в театре, кинотеатре и в концертном зале, в кафе, ресторане и магазине. Изучение этикета в университете, понимание его особенностей.
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм.
| Тема «Невербальный этикет и его роль в создании имиджа». Анализ понятия «имидж». Осознание роли невербального этикета в формировании имиджа цивилизованного человека. Изучение языка невербального общения как средства складывания позитивных взаимоотношений между людьми, установления понимания между ними. Усвоение требований к внешнему виду современного человека.
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм.
| Тема «Речевой этикет». Анализ понятий «культура речи» и «речевой этикет». Изучение правил ведения беседы, спора и дискуссии, телефонного разговора. Усвоение этикета при приветствиях, обращениях и знакомствах. Приобретение умения делать комплименты, и осознание роли комплиментов в создании атмосферы приятного общения
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм.
| Тема «Гостевой этикет». Изучение традиций гостеприимства народов мира и особенностей традиционного гостевого этикета народов Башкортостана. Усвоение правил приема гостей и требований к поведению воспитанного гостя. Изучение основных принципов и правил подарочного этикета.
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм.
| Тема «Столовый этикет». Изучение правил сервировки праздничного стола, поедания блюд, подачи и употребления напитков, правил поведения за столом, требований к ведению застольной беседы. Приобретение навыков красивого и достойного поведения во время любого застолья, особенно праздничного.
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм.
| Тема «Семейный этикет». Усвоение нравственных основ семейных взаимоотношений. Понимание роли этикета в создании счастливой семьи. Изучение супружеского этикета, правил, регулирующих взаимоотношения между старшими и младшими в семье, между свекровью и невесткой, тещей и зятем
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм.
| Тема «Деловой этикет». Понимание специфики делового этикета, взаимосвязи делового и служебного этикета. Изучение требований к внешнему виду делового человека, правил успешного собеседования при приеме на работу, ведения деловых переговоров, собраний и совещаний. Умение вести деловую переписку. Знание основ культуры взаимоотношений между сотрудниками, руководителем и подчиненными.
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм.
| Тема «Профессиональный этикет». Анализ понятия «профессиональный этикет», осознание его роли в формировании настоящего специалиста. Понимание взаимосвязи между общегражданским и профессиональным этикетом. Размышление о нравственных качествах, которыми должен обладать инженер. Изучение этикета инженера, восприятие его как основы складывания благоприятных отношений в коллективе, достижения профессионального успеха..
|
|
| 1-2
| Подготовка к зачетному тестированию
| Изучение материалов лекционного курса, семинарских занятий и рекомендованных учебников по всем темам.
|
| Итого
|
| 8 Образовательные технологии
8.1 Очное обучение
№
п/п
| №
модуля
(раздела)
| Наименование
темы
| Вид учебного занятия
| Активные и интерактивные формы проведения обучения
| Объем часы*
|
|
| Культура поведения в общественных местах
| Пз
| Круглый стол, ролевые игры
|
|
|
| Мир исламской культуры поведения.
| Пз
| Презентации
|
|
|
| Невербальный этикет
| Пз
| Презентации, олимпиада
|
|
|
| Столовый этикет.
| пз
| Презентации, ролевые игры
|
| Итого:
|
|
9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Оценочными средствами для текущего и промежуточного контроля являются опрос на семинарских занятиях, проверка выполнения практических заданий, проведение ролевых игр и зачетное тестирование.
Практические задания и ролевые игры
1 Подготовьте ролевые игры, показывающие, как следует себя вести: на улице и в общественном транспорте, в театре и ресторане.
2 Продемонстрируйте этикетное поведение в библиотеке и коридоре университета.
3 Подготовьте ролевую игру, показывающую как должен вести себя студент, опоздавший на лекцию и семинар.
4. Покажите, как должен вести себя студент, вошедший в преподавательскую комнату, кабинет заведующего кафедрой или деканат с тем, чтобы решить тот или иной вопрос.
5. Изобразите жесты и позы, которые говорят о чувствах, настроении людей, их отношении к собеседнику.
6. Продемонстрируйте образцы некрасивой и красивой походки.
7. Изобразите, как не рекомендуется и рекомендуется сидеть и стоять.
8. Покажите технику приветствия знакомых в различных ситуациях.
9. Продемонстрируйте на конкретных примерах, какие формы обращения допустимы, а какие – нет.
10.Подготовьте игровые этюды, показывающие как принято представлять людей друг другу.
11.Покажите примеры неправильного и правильного общения по телефону.
12.Изобразите ситуации, позволяющие понять, как не следует и следует делать комплименты.
13.Покажите, как следует сидеть за столом. Продемонстрируйте умение пользоваться столовыми приборами.
14. Оформите сервировку индивидуальной части стола согласно меню праздничного застолья:
а) закуски, суп, мясное блюдо, десерт;
б) закуски, рыбное блюдо, мясное блюдо, десерт.
15. Покажите сервировку чайного стола.
Тематика контрольных вопросов для зачетного тестирования
1 Этикет как понятие.
2 Основные правила и принципы этикета.
3 Структура этикета.
4 Роль этикета в жизни общества.
5 Значение этикета в развитии интеллигентной личности.
6 Основные правила и принципы культуры поведения в общественных
местах.
1 Правила поведения на улице и в общественном транспорте.
2 Этикет в театре, концертном зале, кинотеатре и музее.
3 Правила поведения в ресторане и кафе.
4 Правила поведения в университете.
5 Общая характеристика средств невербального общения и их роль в формировании имиджа.
6 Культура внешнего вида.
7 Мимика, жесты, осанка, походка и их роль в общении.
8 Культура речи и её признаки.
9 Основные требования, предъявляемые к собеседнику.
10 Культура ведения спора и дискуссии.
11 Этикет при приветствиях, обращениях и знакомствах.
12 Культура телефонного разговора. Специфика делового общения по телефону.
13 Правила хождения в гости и приёма гостей.
14 Подарочный этикет.
15 Сервировка праздничного стола.
16 Правила поведения за столом.
17 Культура еды.
18 Напитки в застолье. Культура пития.
19 Чайное и кофейное застолье.
20 Мужчина и женщина: психологические особенности и культура взаимоотношений.
21 Добрачный этикет.
22 Этикет супружеской жизни.
23 Отношение в семье к старшим и младшим.
24 Свекровь и невестка, тёща и зять: основные правила взаимоотношений.
25 Деловой этикет и его основные принципы.
26 Этикет служебных отношений.
27 Подготовка и проведение деловых переговоров, собраний и совещаний.
28 Правила успешного собеседования при приёме на работу.
На зачете данные вопросы, сформулированные в общей форме, будут конкретизированы и распределены по тестовым заданиям. Например:
Принцип эстетической привлекательности поведения заключается:
а) в уважительном и доброжелательном отношении к людям
б) в стремлении поступать красиво в любой жизненной ситуации, быть привлекательным в глазах окружающих
в) в практической полезности действий и поступков человека
Или:
Главное правило поведения в общественных местах:
а) вести себя надо так, чтобы не мешать окружающим
б) за все проявления хорошего тона людей следует благодарить
в) приводить себя в порядок следует в специальных помещениях
|