Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства производства – это совокупность предметов и средств труда.






Экономика — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Методологическая функция. учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально экономическую систему нормативно-правовыми актами. Так, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить:

1) гарантии частной собственности вообще и права частных предпринимателей в частности;

2) проведение соответствующей государственной налогово бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

Производство – это воздействие человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Материально и нематериальное производство

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность физических и умственных способностей, которые используются в процессе производства жизненных благ и услуг.

Труд – это сознательная и целесообразная деятельность людей, направленная на создание жизненных благ и услуг.

Предметы труда – это все то, на что направлен человеческий труд (сырье, материалы, синтетические материалы).

Средства труда – это все то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (инструменты, оборудование, производственные сооружения).

Средства производства – это совокупность предметов и средств труда.

Человеческие потребности весьма разнообразны. Различают:

- по субъектам (носителям потребностей)

- индивидуальные

- групповые

- коллективные

- общественные

- по объекту (предмету на который они направлены)

- материальные

- духовные

- этические (относятся к нравственности)

- эстетические (касающиеся искусства)

- по сферам деятельности

- потребности труда

- потребности общения

- рекреации (отдыха, восстановление работоспособности)

- экономические.

 

Экономика различает следующие виды ресурсов производства:

1. Базовые – то есть являются обязательным условием любого производства:

a) природные;

b) трудовые;

c) материальные;

2. Производственные по отношению к базовым:

а) финансовые;

б) информационные.

Природные – составляют естественную основу производства материальных благ (восстанавливаемые и невосстанавливаемые)

Трудовые – способное к общественно-полезному труду население. (экономически-активное население и экономически-пассивное население)

Материальные – совокупность предметов, с помощью которых осуществляется производство (здания, станки, средства связи). В значительной массе они сами являются результатами производства.

Финансовые – являются производственными по отношению к базовым. Они стали необходимым условием функционирования производства в достаточно развитой экономической системы, где сложились денежно- кредитные и финансовые отношения.

Информационные – данные необходимы для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники (ЭВМ). Порождены НТР и претендуют на роль важнейшего ресурса современного производства.

3 вида основных факторов производства:

Земля; Труд; Капитал.

Экономическая система – это определенная совокупность механизмов и институтов функционирования и развития национальной экономики.

Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения. Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной.

+ стимулирует высокую эффективность производства; справедливо распределяет доходы по результатам труда; не требует большого аппарата управления и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал