Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложившиеся черты российской модели переходной экономики ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
§ союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов — группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит; § номенклатурное предпринимательство — участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего; § нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.; § неравные условия конкуренции — как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства — подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста; § сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации; § высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников); § слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами; § значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе практически всех организаций, включая государственные учреждения.
производстве своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и т.д. Право наследования имущества граждан признается и охраняется законом. 2. Государственная собственность. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального назначения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ст. 214 ГКРФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ПС РФ (ст. 294, 296). Средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, края, области и других субъектов. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах, а также любое имущество, необходимое для осуществления его функций. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъектов РФ определяется в порядке, установленном законом. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ (Государственный банк, золотой запас, алмазный и валютные фонды, имущество ВС, федеральные, пенсионные, страховые, резервные и иные фонды, а также предприятия промышленности, связи и др.) 3. Муниципальная собственность. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество не закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющими муниципальную казну соответствующего городского, сельского населения или другого муниципального образования. К числу объектов муниципальной собственности относятся имущество местных органов власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищных фондов и нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной информационной структуры и др. 4. Со второй половины XX в. особое место занимает интеллектуальная собственность — отношения по поводу присвоения интеллектуальной деятельности в форме произведений литературы, искусства, науки, в т.ч. открытий, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных товарных знаков, фирменных наименований. В 1979 г. учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), под эгидой которой действуют различные специализированные организации. Промышленная собственность — разновидность интеллектуальной собственности, касающаяся производственной и коммерческой деятельности. 5. Собственность общественных организаций (объединений) — формы экономических отношений, возникающих в государстве между юридическими лицами, имеющими право полного хозяйственного ведения или право оперативного управления закрепленным за ними имуществом. Общественные организации (профсоюзы и др.) могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства, акции и т.д. Общественные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью. Разгосударствление – процесс преобразования государственной собственности в частную или смешанную, т.е. процесс смены формы собственности Приватизация – означает продажу или бесплатную передачу общественной собственности, перемещение центра производства и услуг от государства к частному собственнику Денационализация – возврат собственности прежним владельцам. Приватизация государственной собственности должно осуществляться на основе следующих, принципов: 1. законности; 2. приоритета права трудового коллектива предприятия на определение формы, и порядка разгосударствления и приватизации; 3. обеспечение социальной защищенности всех граждан Украины и, прежде всего, таких категорий граждан, которые нуждаются, в особой защите: инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, учащихся итак далее; 4. приоритетное предоставление права собственности гражданам Украины; 5. сочетание возмездного ибезвозмездного характера передачи собственности; 6. обеспечениеравенства права граждан Украины на получение доли собственности, подлежащей как безвозмездной, так и возмездной приватизации; 7. соблюдение частности, государственного и общественного контроля за организацией и проведением разгосударствления и приватизации. Основными субъектами приобретенной собственности могут быть: члены трудового коллектива, другие граждане Украины, юридические лица, иностранные граждане июридические лица. Основными формами разгосударствления и приватизации являются: 1. преобразование государственных предприятий в арендные, коллективные предприятия, кооперативы, товарищества, ОА и другие 2. приобретение гражданами или юридическими лицами принадлежащих государству акций и других ценных бумаг; 3. выкуп государственного имущества, сданного в аренду; 4. продажа предприятия или СП но по конкурсу или на аукционе. Значение приватизации: 1. Устранение монополии собственности и предоставление хозяйствующим субъектам максимальной свободы. 2. Создание высокой ответственности за осуществление хозяйственной деятельности. 3. Ликвидация дотаций в тех сферах хозяйствования, где есть убытки. 4. Ускорение научно-технического прогресса. 5. Снижение роста безработицы. 6. Укрепление валютного фонда. Формы приватизации: Продажа на аукционе.; Прямой выкуп.,; Акционирование. И в завершение темы следует остановиться на том, что современная экономика развитых стран пребывает на пороге постиндустриального развития и характеризуется динамизмом и новейшими тенденциями в развитии отношений собственности.
|