![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назовите основные организационные структуры иерархического (бюрократического) типа.
Первоначальные принципы управления были сформулированы специалистами по управлению Ф. Тейлором, Ф. и Л. Гилбертамми, Г. Гаттом, Г. Фордом, Х. Эмерсоном и др. (Школа научного управления) еще в конце XIX - начале XX века: Наличие ясной цели деятельности; Распределение труда в соответствии с целью деятельности; Квалифицированные кадры, авторитетное и компетентное руководство; Централизация и внутренняя иерархия Единоначалие Разработка оптимальных методов выполнения работы; Абсолютное следование стандартам и правилам; Жесткая внутренняя дисциплина Оплата по результатам труда; Анализ работы предприятия и контроль; Нормальные условия работы, поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами. Английский теоретик менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.
Четкое определение и разграничение административные обязанностей. Наличие у каждого подразделения одной основной обязанности. Каждое подразделение представлять собой организационное целое, руководимое одним управляющим. Число сотрудников, подчиненных одному управляющим, должно составлять от 5 до 8 человек. Второстепенные обязанности должны соответствовать тем возможностям, которыми обладают кадры, они должны быть четко определены. Необходимо проводить различие между непосредственными и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов. Оперативная ответственность должна быть в максимальной степени децентрализована Должен обеспечиваться административный контроль. Наиболее полную формулировку принципов организационного строения дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии): Иерархичность уровней управления, котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; Соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; Четкое разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; Формализация и стандартизации деятельности, обеспечивающая однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; Формальная обезличенность выполнения работникам и своих функций; Строгий квалификационный отбор, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Доминанту бюрократии Вебер зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация –наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе. Основа ее рациональности состоит в обезличенности функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей. Он предполагал, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической, или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура) которая доминировала в первой половине 20-го века и в настоящее время большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений.
Преимущества этой системы проявляются в условиях устойчивой, мало изменяющейся, внешней среды (предприятия в странах плановой экономики, а также предприятия бюджетной сферы в странах рыночной экономики).
Четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях; Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность; Быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих. В условиях быстро изменяющейся внешней среды такая бюрократическая структура демонстрирует отсутствие гибкости, поскольку работники в своих действиях ориентированы на правила и процедуры, а не на потребности конкретных клиентов, возникают проблемы с выполнением запросов других подразделений этой организации, а также при взаимодействии с клиентами и общественностью.
Эта структура проявляет неспособность к внедрению новшеств, в ней отсутствует достаточная мотивация сотрудников. Длинная цепочка принятия решений, консервативность стандартов и процедур, обезличенность, формализованность управления делают эти структуры малопригодными в динамичных рыночных условиях.
К бюрократическим организационным структурам относятся:
Линейная организационная структура управления Линейно - штабная организационная структура компании Линейно-функциональная организационная структура управления Дивизиональные (дивизионные) структуры управления компанией
|