Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие профессиографии в психологии
Целенаправленное изучение труда людей предполагает изначальное получение комплексного знания об основных формах его организации, о профессии в частности, о профессиональном труде в условиях крупных организаций, являющемся основным объектом психологии труда. Исторически сложилась интеграция знания о профессии как сложном социальном явлении, необходимая для решения разных научно-практических задач, предполагающая выделение двух полюсов системы: предметной деятельности (профессии) и субъекта. Эмпирическое изучение профессий в психотехнике, которое было начато в 1920-1930-х гг., в период 1950 1970-х гг. обрело методологическую завершенность психологии труда и продолжает активно развиваться в настоящее время. В 1920-1930-е гг. в России эта работа проводилась в двух основных направлениях. Первое предполагало обстоятельное описание и психофизиологический анализ профессий для решения задач профотбора, профконсуль- тации, профобучения, рационализации рабочего места, профилактики утомления (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, А. К. Гастев, С. Г. Геллер- штейн, Н. Д. Левитов, И. Н. Шпильрейн и др.). Второе направление ориентировалось на классификацию профессий с целью их проектирования (С. Г. Геллерштейн, А. Ф. Лазурский, И. Н. Шпильрейн и др.). Сложившиеся приемы и принципы оформились в специальный подход — профессиографию, под которой понимают описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов профессиональной деятельности. В результате профессиографии составляются профессиограммы — сводки знаний (социально-экономических, технологических, психофизиологических) о профессии и организации труда, а также психограммы профессий, то есть психологические «портреты» профессии, представленные группой психологических функций, актуализируемых данной профессией. Схемы изучения представляют собой программу, включающую перечень вопросов, состав которых обусловлен конкретной целью исследования. В периоды активного развития ученые с разных позиций рассматривают и объясняют предмет дисциплины и особенности научных подходов. Так, Э. Ф. Зеер [99], ссылаясь на зарубежные аналоги, дает предельно широкое определение предмета профессиографии (профессиональная психология, профпсихология), фактически отождествляя ее с психологией труда, настаивая на ее статусе как самостоятельной дисциплины. О. Г. Носкова, также рассматривающая и зарубежные аналоги, более корректно определяет предметную область профессиографии. Е. М. Иванова раскрывает содержание профессиографии в традициях отечественной науки. Ее предмет определяется более ограниченным, хотя и очевидна тенденция расширения объема и содержания профессиографии, судя по публикациям последних двадцати лет. Такую трактовку содержания отрасли и ее предмета разделяют многие ученые. Технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психологическим возможностям человека получила название профессиографии. На современном этапе развития профессиография представляет собой самостоятельный раздел психологии труда, изучающий составляющие компоненты трудового процесса: субъект труда; предмет труда; орудия и условия труда. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Направление, глубина изучения профессии зависят от цели. В психологии труда можно выделить следующие цели изучения профессии: 1. Проектирование новых технических систем и модификация производства; 2. Аттестация рабочих мест; 3. Проектирование новых профессий и специальностей; 4. Совершенствование профессионального образования; 5. Профориентация и профотбор; 6. Специальное научное исследование. Профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включил в себя следующие компоненты: схемы изучения профессиональной деятельности; комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности; правила организации экспериментального исследования в профессиографии. Схемы профессиографирования позволили осуществлять сбор, описание и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации, а также анализировать ее с разных сторон: социально-экономической, психофизиологической и др. Схемы представляют собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов. Е.М. Иванова выделяет несколько схем профессиографирования. С позиции субъекта труда выделяется схема, включающая в себя:
С позиции объекта труда выделяют следующие аспекты описания:
Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности. Результатом описания профессиональной деятельности выступает профессиограмма.
|