Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств специалиста
Психограмма представляет собой раздел профессиограммы, включающий в себя характеристику психофизиологических, психических, личностных характеристик, способствующих успешности данной профессиональной деятельности. Е.И. Гарберг представляет психограмму через описание внешней и внутренней картины труда. Внешняя картина труда представляет собой характеристику трудового поведения через фотографию рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, описания временной динамики производственной активности, типичные ошибки и др. Внутренняя картина труда характеризуется типичными реакциями личности на определенные профессиональные ситуации, интегральными образованиями личности работника (способности, структуру научения), интеллектуальными процессами, вниманием, памятью, психомоторикой. Структура обобщенной психограммы представлена в работах Э.Ф. Зеера. Психограмма имеет следующие структурные компоненты: А. Общая характеристика труда 1. Фотография рабочего дня. 2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность); 3. Влияние условий труда на динамические процессы работы; 4. Психологическая характеристика рабочего места и действий; 5. Психологический анализ ошибочных действий. Б. Требования к психическим процессам 1. Психомоторика: · рабочая поза, статические и динамические нагрузки; · рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.; · временные и психофизиологические характеристика технологических операций, связанных с психомоторикой; · требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; · особые требования к психомоторике. 2. Сенсорная и перцептивная сферы: · чувствительность различных сенсорных модальностей; · профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, времени, движения, скорости, пространственного по т.д.; · особые требования к сенсорной и перцептивной сферам. 3. Профессиональные особенности познавательных процессов: · влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; · требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; · преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное); · особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости; · преобладающий вид памяти, требования к памяти: устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния · внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста. В. Требования к эмоционально-волевой сфере 1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний. 2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда. 3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками). 4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в процессе труда 1. Монотония и утомление. 2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.). 3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.). Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации) 1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации. 2. Социально-профессиональная ответственность. 3. Оптимизм. 4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. 5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством). 6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности. 7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.). Е. Противопоказания и ограничения Последствия ошибок и особые требования к безопасности. Характеристика профнепригодности. 1. Половозрастные ограничения. 2. Профессиональные вредности и льготы. 3. Профессиональные деформации личности.
|