Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ содержания школьного курса информатики основной школы и перспектива использования возможностей технологии BYOD
Для того чтобы понять как технология BYOD может быть использована на конкретном уроке, а также для выявления темы планируемой серии уроков с использованием мобильных устройств, было проанализирована содержание курса информатики для основной школы.
В ходе проведения анализа были выделены некоторые способы применения мобильных устройств и их функциональных возможностей на конкретных занятиях, результаты приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Содержательно-структурный компонент
| Основные понятия
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Способ применения мобильных устройств
| 2 ступень обучения 5-9 классы (информатика 5-6 классы Босова Л., Босова А., информатика и ИКТ 7-9 классы Н. Угринович)
| Введение.
| Информация, информатика.
| Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект; различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях.
| Датчики, встроенные в мобильные устройства, совместно с предустановленными программами помогут наглядно показать, как воспринимаются различные формы информации электронным устройством. Учитель может провести аналогию между датчиками девайсов и органами восприятия человека.
Для работы с датчиками устройств можно использовать мобильные приложения Sound meter, Light meter, Beecam light meter и другие.
| Информация вокруг нас.
| Действия с информацией, хранение информации, носители информации, передача информации, в мире кодов, формы представления информации, язык жестов.
| Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; различать программное и аппаратное обеспечение; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; приводить примеры информационных носителей; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации.
| Практикум предусматривает логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. Для этого прекрасно подойдут планшеты или смартфоны, преподавателю лишь потребуется подобрать нужные приложения, и разместить файлы в облачном хранилище, что позволит ученикам предварительно установить их на свои устройства. Дополнительно, можно дать ученикам задание самостоятельно найти логическую игру интересную с их точки зрения.
| Информационные технологии.
| Текстовый редактор и текстовый процессор, этапы подготовки документа, компьютерная графика, графические редакторы, изображение на экране монитора.
| Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.
| Смартфоны или планшеты, благодаря сенсорному экрану, могут стать удобным инструментом для работы в графическом редакторе (возможно использование стилуса). Приложений для мобильных устройств, позволяющих создавать и редактировать изображения достаточно много, в качестве примера можно привести Paint Pro, PaintCAD, Fresco Paint и другие.
Можно организовать групповую работу учеников, с помощью подключения к сети и соответствующего приложения, несколько учащихся смогут одновременно работать над одним совместным рисунком. Также, существуют сетевые сервисы, которые не требуют установки. (Web Whiteboard, Dabbleboard, Queeky, RealtimeBoard и тп.)
| Компьютер и информация.
| Компьютер, файлы и папки, двоичное кодирование цифровой информации, перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную, тексты в памяти компьютера, единицы измерения информации.
| Иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно; уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; определять назначение файла по его расширению; выполнять основные операции с файлами.
| Раздаточный материал, подготовленный к уроку, можно разместить в сети, каждый ученик сможет получить к нему доступ, используя мобильное устройство.
Например, для этого можно использовать облачное хранилище Google.
| Человек и информация.
| Информация и знания, чувственное познание окружающего мира, мышление и его формы, содержание и объем понятия, определение понятий, суждения, умозаключения.
| Понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; приводить примеры единичных и общих понятий между понятиями; различать необходимые и достаточные условия.
| На практическом занятии, связанном с созданием диаграмм, возможно использование приложений для смартфонов или планшетных компьютеров, которые специально разработаны для создания схем и диаграмм различных видов (Grafio Lite, Diagram Designer, Smart Diagram и другие). Данные программы позволяют создавать яркие и красочные диаграммы с помощью мобильных устройств.
| Аппаратные и программные средства ИКТ.
| Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы.
| Программный принцип работы компьютера; назначение и функции операционных систем; назначение центрального устройства, оперативной памяти, внешних устройств.
| Мобильные устройства можно применить для работы с ЦОР, которые разработаны для использования на уроках по данной теме. Например, программа-тренажер «Устройство компьютера-1» (Семакин И.Г., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л.).
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
| Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Цифровое видео.
| Знать кодирование графической информации; уметь рисовать векторные рисунки и растровые; знать формат графических файлов; уметь создавать графические презентации.
| Разработка мультимедийных презентаций может быть выполнена с помощью мобильных устройств. Дополнительно, используя ресурсы Nearpod, Presefy или другие, каждый ученик может организовать трансляцию своей презентации, которую можно просматривать с любого устройства подключенного к сети Интернет.
| Моделирование и формализация.
| Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного, модели, управляемые компьютером, виды информационных моделей, чертежи, двумерная и трехмерная графика, диаграммы, планы, карты.
| Создания простейших моделей объектов и процессов в идее изображений и чертежей; проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
| Современные смартфоны и планшетные компьютеры отлично подойдут для работы с электронными картами и планами (Яндекс карты, Google карты и другие).
Также устройства можно использовать для работы с готовыми информационными моделями. Существует много приложений для операционных систем мобильных устройств, которые позволяют создавать двумерные и трехмерные объекты и работать с ними. Например, приложение Sketcher3D позволит создать модель здания, автомобиля или любого другого объекта, а также манипулировать этой моделью. Приложение 123D Catch преобразует фотографии объекта в трехмерную модель.
Данные возможности позволят учителю организовать интересное практическое занятие с использованием мобильных устройств.
| Информация и информационные процессы.
| Информация, информационные объекты различных видов, основные информационные процессы, роль информации в жизни людей, понятие количества информации.
| Виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации; виды информационных процессов; определения количества информации; основные области применения компьютера.
| Смартфоны и планшеты обладают встроенными камерами, устройствами звукозаписи, датчиками и приложениями для их работы. Это позволяет использовать их для фиксации аудио- и видеоинформации, измерений, наблюдений, которые относятся к объектам и событиям окружающего мира.
| Коммуникационные технологии.
| Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передачи, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
| Назначении и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов; ресурсы и сервисы Интернет.
| В качестве альтернативы, мобильные устройства можно применить для работы в сети Интернет, которая предусматривает демонстрацию ученикам поисковых систем, облачных хранилищ и других, полезных для учащихся ресурсов. Современные смартфоны и планшеты хорошо адаптированы для работы с сетевыми сервисами, поэтому их использование будет удобным для выполнения различных заданий. Так как устройства личные, каждый ученик может просто и быстро сохранить адрес ресурса, о котором рассказывал преподаватель.
|
Возможности мобильных устройств обширны, что открывает большой диапазон для их применения на уроках [17]. Приведенные в таблице способы использования мобильных устройств отражают лишь малую часть того как их можно применить в учебном процессе.
Стоит отметить, что постоянно использование мобильных устройств на уроках не требуется, нужно найти баланс в их применении. Смартфоны и планшеты могут быть использованы как вместо привычных стационарных компьютеров, так и дополнительно к ним, способ и модель их использования зависит от желания и творческих задумок учителя.
2.2. Методическое планирование уроков по теме «Моделирование и формализация»
Для разработки серии уроков по информатике была выбрана тема «Моделирование и формализация». Целью разработки является демонстрация того, как технология BYOD может быть использована на уроках информатике, и что данная технология может привнести в учебный процесс.
Урок №1.
Тема урока: « Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды моделей».
Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Класс: 9 класс.
Цели урока:
Образовательная: Формирование представления о модели, основных видах моделей, их назначениях и свойствах.
Воспитательная: Развитие познавательного интереса через знакомство с моделями в разных исторических периодах. Воспитание культуры общения. Воспитание творческого подхода к выполнению работы. Подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе XXI века.
Развивающая: Развитие интереса к предмету, повышения мотивации учащихся путем использования мобильных устройств и сетевых сервисов. Развитие коммуникативности, логического, аналитического мышления. Расширение кругозора учеников, как в области компьютерных наук, так и в иных сферах человеческих знаний.
Опорные знания и умения:
Знать/понимать необходимость изучения объектов и процессов с помощью моделей.
Уметь отличать реальный объект или процесс от его модели, уметь работать с сетевыми сервисами с помощью мобильного устройства.
Планируемый результат:
Знают: Понятия «моделирование», «модель», виды и свойства моделей.
Умеют: Классифицировать модели, приводить примеры моделей.
Личностные: Развитие логики, внимания, восприятия, памяти; расширение кругозора знаний.
Метапредметные: Формирование умения работать в группе, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Формирование умения работать с мобильным устройством и сетевыми сервисами для выполнения учебных задач.
Предметные: Формирование знаний о понятиях «моделирование», «модель», видах моделей и их свойствах. Формирование знаний о необходимость применения моделей в жизни человека, их назначении. Формирование умения классифицировать модели.
Аналитическая деятельность: Выявлять различия между моделями различных видов. Выделять общие черты присущие всем моделям. Устанавливать связь объекта или процесса и его модели.
Практическая деятельность: Выполнение заданий на определение моделей реального объекта или процесса, их видов и свойств.
Ход урока:
|