Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни социологического знания.






Типы социологических теорий

Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.

а) Первый или высший социологический уровень - это общесоциологическая теория.

б) Второй или средний уровень - это специальные (частные) социологические теории.

в) Третий, или низший уровень - это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

 

Первый социологический уровень представляет собой общесоциологическую теорию, которая охватывает наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человек. В таком контексте социология может рассматриваться как теоретико-методологическая база не только второго и третьего уровней социологических исследований, но и как методология других гуманитарных и социальных наук.

Общесоциологическая теория дает представление об обществе как о целостном организме, системе его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно - классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития. Обозначим основные из них.

Социокультурный подход (или теория культурно-исторических типов), при котором основным в тенденциях развития общества признается существование в нем различных культур, своеобразно проходящих общие этапы в своем развитии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

Формационный подход, предлагающий единый путь развития для всех народов через смену общественно-экономических формаций, определяемых способом производства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

Цивилизационный подход, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в данный исторический период развития. Этот подход объединяет целую группу концепций: от теории индустриального общества до теории конвергенции.

Подходя к рассмотрению второго, или среднего уровня социологических знаний – специальных (частных) социологических теорий – следует отметить, что их методологической основой служит общесоциологическая теория. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально – структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая информация, которая «снимается» на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические теории, кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам, социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий.

Теории, изучающие законы развития и воспроизводства отдельных социальных общностей. К ним относятся социология города, села, этносоциология и др.

Отраслевые социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах. Это – социология труда, экономическая социология, социология быта, социология образования, социология досуга и др.

Теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма. К ним, в частности, относятся теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности и т.д.

Специальные социологические теории конкретизируют положения общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс.

Среди социологических теорий среднего уровня наибольший интерес, на наш взгляд, могут представлять следующие: социология управления, исследующая социальные основы управленческой деятельности и управленческих отношений; социология труда, рассматривающая труд как основной социальный процесс в жизни общества; социология организаций – наука о закономерностях построения, функционирования и развития организаций; социология образования, изучающая систему образования как социальный институт; социология воспитания – наука о влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды; социология семьи – исследующая закономерности функционирования этого важного социального института; социология свободного времени – отрасль знаний о деятельности, социальных отношений и ориентации людей в сфере досуга; социология молодёжи и социология личности – теории о закономерностях социального поведения этих субъектов социальных отношений.

Самого пристального внимания заслуживает изучение процессов социализации и адаптации человека, т.е. важнейших социальных процессов, в себе целую систему взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умений вырабатывать тактику индивидуального адаптивного поведения в жизни позволят оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь опасных в наш динамичный век стрессов и нагрузок.

И, наконец, третий уровень социологической системы знания – конкретно-социологические (эмпирические) исследования социальных факторов, т.е. теория, методика и техника конкретно-социологического анализа. На этом уровне осуществляется измерение конкретных социальных процессов и явлений на основе тех подходов, принципов, показатели, которые дают общесоциологическая и специальные социологические теории. Иногда этот уровень называют эмпирическими исследованиями, но это не совсем точно, ибо здесь также присутствует своя теория, в частности теория измерения. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей. Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяет не только проверять в конкретных условиях действия тех или закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных факторов определять тенденции в социальных процессах, выявлять проблемы, форматировать гипотезы и намечать программы будущих социологических исследований.

Важно подчеркнуть, что специальные социальные теории и конкретно-социологические (эмпирические) исследования носят более выраженный прикладной характер, нежели общесоциологическая теория. Они непосредственно ориентированы на решение тех или иных социальных проблем.

Выделение уровней социологии носит весьма условный характер. По сути, все они едины и находятся в тесном взаимодействии. Они как бы взаимодополняют друг друга, образуя единую систему социологического знания. Проявляется это, прежде всего в раскрытии научно-методических основ социологического исследования в системе принципов, законов и категорий, концепции социальных отношений, теоретически обобщающей практически всё многообразие конкретных эмпирических проявлений этих отношений.

Содержание методологии позитивизма О.Конта

 

Огюст Конт (Conte) — французский социолог и философ, родоначальник новой позитивной социальной науки, которая, по его мнению, должна была освободить научное знание от умозрительной философии (метафизики) и теологии. По Конту, позитивные знания — это “истинно доступные нашему уму и полезные для нас” знания, которые противостоят фантастическим представлениям, а также здравому смыслу ввиду его ограниченности и противоречивости.

рассматривая проблемы общества, Конт исповедует девиз «порядок и прогресс». Это уравновешенность, сбалансированность структурных элементов общества. Прогресс понимается Контом как использование знаний об обществе, прежде всего для решения конкретных проблем в обществе, т.е. социология должна выполнять роль теоретической основы практической деятельности общества по его реформированию. Т.о. социология должна быть главенствующим пунктом в управлении. Управлять должен ученый.

Социология должна рассматривать общества как некий организм, который:

1. Обладает собственной структурой.

2. Действует по жестким законам.

3. Каждый элемент этого организма должен исследоваться с точки зрения его полезности для общественного блага.

Конт при создании науки об обществе принял на вооружение эмпирические методы, характерные для естествознания:

- метод наблюдения – собирание, тщательное описание и объяснение фактов с целью выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. Само наблюдение должно быть основано на принципах теории, его результаты должны быть проанализированы с позиций определенной теории, что в итоге позволяет устанавливать устойчивые связи – законы;

- метод эксперимента, имея в виду косвенный, опосредованный эксперимент в виде исследования общественных аномалий (войн, революций), полагая, что по болезни общества можно судить и о его норме;

- метод сравнения “различных последовательных состояний человечества”. По Конту, можно сравнивать общества и культуры в разных частях мира, разные стадии развития конкретного общества, общественное положение различных классов, а также исторические и культурные памятники, традиции и обычаи.

Контовский позитивизм, по существу, представляет синтез эмпирического исследования и его теоретического обобщения. Сам ученый особо подчеркивал, что эмпирическое исследование имеет подчиненное значение по отношению к теории.

«Социальная физика» – таково первое определение, которое ученый дает социологии как позитивной науки. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на “социальную статику” и “социальную динамику”. Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения “всеобщего согласия”. Эти идеи Конта в последствии будут развиты учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.

Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, “абстрактную историю” без имен и без отношения к конкретным народам

Он выделяет слудующие факторы прогресса:

Первичные факторы: духовные, умственные, моральные.

Вторичные. (Они по мнению Конта ускоряют либо замедляют прогресс общества, но не меняют его само, важнее все-таки первичные факторы.): климат, раса, продолжительность жизни, рост народонаселения.

Четыре вида соц. прогресса: материальный прогресс, физический прогресс, интеллектуальный прогресс (развитие интеллекта, переход от религиозного и метафизического воззрения к позитивному воззрению), моральный прогресс (развитие коллективистских наклонностей, нравственности.)

По Конту, каждая стадия в развитии человечества подготавливает следующие стадии. Поэтому настоящее органично связано как с прошлым, так и с будущим.

· Закон классификации наук определяет иерархию позитивных наук: математика – астрономия – физика – химия – биология – социальная физика (социология), т.е. позитивная наука об обществе. В работах последнего периода жизни к этому списку Конт добавляет ещё одну «позитивную науку» – мораль. Включив мораль в позитивные науки, ученый вообще провозглашает позитивизм религией.

· Закон двойной эволюции Ч ем выше уровень развития наук в обществе, тем оно, по Конту, находится на исторически более высокой стадии.

· Закон трех стадий: теологическая (древность и раннее средневековье господство религиозного мировоззрения, «абсолютного знания»); метафизическая (выдвижение в центр общественной жизни философов-метафизиков, которые все трактуют с позиций либо «сил природы», либо «воли людей»); позитивная (начало XIX в. утверждается на основе научного, позитивного сознания в обществе)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал