Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства олигополии






· Немногочисленность нескольких крупных производителей (от 2-х до 10-ти), и как следствие, доля рынка у каждой фирмы велика.

· Высокие барьеры входа в отрасль.

· Возможен сговор фирм.

· Несовершенная (неполная) информация о возможностях на рынке.

· Фирмы осуществляют частичный контроль над рыночными ценами.

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» в США и «Эйрбас» в Евросоюзе, компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple» в США, производителей автомобилей, таких как в ФРГ: «Мерседес», «Опель», «Ауди» и «Фольксваген»; во Франции: «Пежо», «Рено» и «Ситроен»; в Японии: «Тойота», «Нисан», «Мицубиси», «Субару», «Судзуки» и «Мазда».

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объёму производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учёта и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое в условиях рынка олигополии должны учитывать фирмы при определении оптимальных цены и объёма производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.

Ещё отличительными особенностями рынка олигополии являются следующие моменты:

1) Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию, потому что её доля на рынке достаточно велика, а конкурентов мало.

2) Небольшое количество товаров-заменителей продукции фирм-олигополистов.

Олигополистические ценовые войны. Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы – это противоборствующие стороны, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объём выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли. Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста и синдиката.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал