![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджетаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Содержание 1. Статистика бюджетной системы, как составная часть статистики государственных финансов 2. Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета 3. Статистика внебюджетных фондов 4. Статистика налогообложения и анализ ее показателей 5. Статистика бюджетная государственная финансы 1. Статистика бюджетной системы как составная часть статистики государственных финансов
Государственные финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, валового национального дохода и части национального богатства, которые связаны с формированием финансовых ресурсов и их использованием. Статистика своими показателями и методами характеризует финансовую систему, одним из основных звеньев которой являются государственные финансы. Государственный бюджет - важнейшая составляющая государственных финансов, основной финансовый план образования и использования бюджетного фонда. (Приложение №1 - Схема основных составляющих государственных финансов) Бюджетная система России имеет три уровня бюджетов: 1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2. бюджеты субъектов РФ или региональные бюджеты и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; бюджеты муниципальных образований или местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ являются самостоятельными и не включаются друг в друга. Бюджеты всех уровней сводятся в консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет представляет собой статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их расходования на территории федерации и отдельным ее субъектам. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ или территориальные бюджеты включают в себя региональные и местные бюджеты. Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и приведением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетов, источников доходов и основных направлений их расходования. В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизация данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешних долгов государства, влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру. Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства и его подразделений, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных инспекций, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России и его территориальных управлений, а также статистическая отчетность предприятий и организаций: №1- бухгалтерский баланс, №2- отчет о финансовых результатах, №5 - приложение к бухгалтерскому балансу, №3 - отчет о движении капитала, №4 - отчет о движении денежных средств и другие, а также аналогичная информация по страховым, кредитным и другим организациям. Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Среди них наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации. Бюджетная классификацияявляется основным методологическим документом, по которому планируются, прогнозируются и исполняются доходная и расходная части государственного бюджета. Она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы, составления по ней отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов разных уровней. Бюджетная классификация является единой, она закреплена в «Бюджетном кодексе Российской Федерации», принятом в 1998 году и вступившим в действие с 1 января 2000 года. В Бюджетный кодекс вносились изменения более чем 20 федеральными законами, последний из которых был принят 26 апреля 2007 года. В этом законе уточнено определение и состав «Бюджетной классификации Российской Федерации». Она разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций с учетом специфики России и начиная с 1 января 2008 года включает только четыре классификации вместо действовавших - восьми. Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления бюджетные классификации при утверждении могут детализировать объекты бюджетных классификаций, но при этом не должны нарушать общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. Современная бюджетная классификация РФ с 1 января 2008 года включает: - классификацию доходов бюджета; -классификация расходов бюджета; -классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; -классификация операций публично-правовых образований. Бюджетная классификация РФ включает две группировки доходов: «Налоговые доходы и неналоговые доходы» и «Безвозмездные перечисления» и не сгруппированные данные по «Доходам от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности». Налоговые доходы и неналоговые доходы включают налоги на прибыль (доход), на товары и услуги, на совокупный доход, на имущество, на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги, сборы и пошлины, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, находящейся в государственной и муниципальной собственности, от продажи земли и нематериальных, доходы активов от внешнеэкономической деятельности, прочие и другие неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления: - От нерезидентов. - От бюджетов других уровней. - От государственных внебюджетных фондов. - От государственных организаций. - От наднациональных организаций. - Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды. Бюджетная классификация РФ включает следующие группировки расходов: 0100 Общегосударственные вопросы 0200 Национальная оборона. 0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. 0400 Национальная экономика. 0500. Жилищно-коммунальное хозяйство 0600 Охрана окружающей среды 0700 Образование. 0800 Культура, кинематография. Средства массовой информации. 0900 Здравоохранение и физическая культура и спорт 1000. Социальная политика. 1100. Межбюджетные трансферты Основные параметры федерального и региональных бюджетов определяются следующими показателями: -валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой региональный продукт (ВРП); -темпы роста ВВП или ВРП; -индекс потребительских цен; -средний обменный курс рубля по отношению к доллару и евро. Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально - экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами. Результат финансовой деятельности государства (применительно к России - в лице органов государственного управления и органов самоуправления) выражается в бюджетном профиците или дефиците. Показатель превышения доходов над расходами называется профицитом, а превышение расходов над доходами – дефицитом. Рассмотрим динамику доходов и расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации (приложение №2). Данные приложения №2свидетельствуют о том, что до 1991 года консолидированный бюджет РФ был бездефицитным, а начиная с 1991 по 2000 годы бюджет имел дефицит. С 2000 года консолидированный бюджет имеет профицит. Относительными показателями профицита и дефицита является их процентное отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП). При наличии бюджетного дефицита к ВВП не превышающим 3% финансовое положение страны считается нормальным. Относительная характеристика дефицита консолидированного бюджета представлена в приложении №3, а профицита - в приложении №4. Наличие дефицита требует его покрытия, т.е. его финансирования. Классификация источников финансирования дефицитов Бюджетов - является единой как для внешних, так и для внутренних источников финансирования бюджетов Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: Государственные (муниципальные) ценные бумаги: - кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; - бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; - кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ; - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета; - иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; - бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов; - прочие предоставленные федеральным бюджетом внутри страны. Источник внешнего финансирования дефицитов бюджетов: - государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; - кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты в иностранной валюте; - кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; - иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов. Одними из основных в статистике бюджета являются показатели исполнения федерального бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов. Анализ статей бюджета по результатам расчетов производится сравнением абсолютной величины расходов по каждой статье утвержденного ифактически исполненного бюджетов и сопоставлением изменения их удельного веса в соответствующих расходах. Анализ исполнения бюджета дополняется показателями структуры доходов и расходов бюджетов разных уровней. Среди относительных используются показатели доли доходов и расходов федерального бюджета в доходах и расходах консолидированного бюджета. Важными показателями являются исполнение Федерального и региональных бюджетов по статьям в процентном отношении соответственно к ВВП и ВРП (валовому региональному продукту) и процентное отношение доходов и расходов консолидированного бюджета и его статей к ВВП. Обеспечение государственных расходов возможно при поступлении доходов. Для них характерны сезонные колебания. Поступление доходов изучается с использованием индекса сезонных колебаний. Для анализа бюджетов разных уровней используются аналитические показатели ряда динамики доходов, расходов и их составляющих, а так же дефицита (профицита) бюджета; показатели структуры доходов и расходов; структура финансирования бюджета и соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита; структура консолидированного бюджета по уровням государственного управления, индексный и другие методы. Индексный метод позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение доходной части консолидированного бюджета
|