![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статистика государственных внебюджетных фондов
Вопросы образования государственных внебюджетных фондов находятся в компетенции Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов федерации и местного самоуправления. Наибольшая часть внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования некоторых общественных потребностей, не включаемых в бюджет. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, который установлен федеральным законом или в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти фонды комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях. Средства государственных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов других уровней и не подлежат изъятию. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ, взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Поэтому с введением в действие второй части Кодекса правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а законодательством о налогах и сборах. В задачи статистики государственных внебюджетных фондов входит разработка классификаций и системы показателей, характеризующие работу этих фондов, статистическое наблюдение за поступлением и расходованием средств этих фондов. Источниками информации по государственным внебюджетным фондам является квартальная статистическая отчетность по форме № 9-ф (Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов). Статистическое наблюдение по большинству государственных внебюджетных фондов начало проводиться с 1992 года. Для изучения внебюджетных фондов используется метод группировки, которые производятся по ряду признаков. В зависимости от уровня управлениявнебюджетные фонды подразделяются на федеральные и региональные. По целям, которые решают внебюджетные фонды, различают: социальные, экономические, научно-технические, внешнеэкономические, культурно-просветительские, экологические и другие. К экономическим фондам относятся финансовые фонды поддержки отраслей, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды, дорожные и другие. К научно-техническим фондам следует отнести Российский фонд технологического развития, Государственный фонд конверсии, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР. К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонды обязательного медицинского страхования и другие. По периоду функционирования программ или сроку реализации конкретных целей внебюджетныефонды подразделяются на краткосрочного, долгосрочного и бессрочного функционирования. Примером фонда краткосрочного функционирования может быть фонд помощи переселенцам и беженцам; долгосрочного - фонды регионального развития, НИОКР; бессрочного - пенсионные, экологический, социального страхования. По охвату проблем, которые решают внебюджетные фонды их можно подразделить на фонды решающие комплекс проблем и отдельные проблемы Примером первых являются региональные фонды, а вторых - дорожные, медицинского страхования и другие. По отраслям экономики - внебюджетные фонды образованы в составе ряда министерств РФ и ведомств, таких как министерство связи, путей сообщения, строительства, комитетов РФ по металлургии, машиностроению, рыболовству и другие. Дадим характеристикусоциальным государственным внебюджетнымфондам. Наиболее крупные государственные внебюджетные фонды - это социальные фонды. Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов социальной направленности определяется основным их назначением, которое заключается в страховании таких рисков как потеря работы или трудоспособности, болезни и других. Страхование таких рисков представляет собой систему правовых, организационных и экономических мер создаваемых государством и направленных на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального и материального положения населения и наступления социальных страховых рисков. Страховые платежи в государственные социальные фонды имеют характер налоговых платежей. Статистика государственных внебюджетных фондов собирает и обобщает информацию о субъектах обязательного социального страхования, об источниках поступления денежных средств в фонды обязательного социального страхования и направлениях их использования. Рассмотрим статистику отдельных социальных государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд РФ - это наибольший по объему средств из социальных фондов. На него приходится почти 75% всех средств социальных фондов. Он представляет собой централизованную систему аккумулирования и перераспределения денежных средств. Его задачами являются: -обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы РФ, -выплаты трудовых, военных, социальных пенсий и других видов пенсий и пособий в установленные сроки и в полном объеме, -повышение размера пенсий с изменением уровня инфляции и экономической ситуации в стране. Аккумулирование и перераспределение средств Пенсионного фонда характеризуется системой показателей. Среди них следующие абсолютные показатели: -остаток средств на начало года; -общий объем поступлений в фонд за год – всего, в том числе: - страховые взносы, налоговые платежи; - поступления из федерального фонда; - поступления из Государственного фонда занятости РФ; - кредиты, ссуды; - прочие поступления; Общий объем расходования фонда за год – всего, в том числе: - финансирование выплат населению пенсий, пособий; - возврат кредитов, ссуд; - прочие расходы. Показатели поступления средств по источникам и их расходование по направлениям изучается в динамике. Остаток средств на начало года определяется балансовым методом. Среди относительных показателей можно выделить: -относительные величины структуры поступлений в Пенсионный фонд; -относительные величины структуры расходования средств Пенсионного фонда; -удельный вес остатка средств Пенсионного фонда на начало года в общем объеме поступлений за год. Сравнение удельного веса средств израсходованных на финансирование выплат населению пенсий и пособий в динамике характеризует эффективность функционирования Пенсионного фонда. Система пенсионного обеспечения тесно связана с демографической ситуацией в стране и занятостью населения. В связи с этим важное значение имеют следующие показатели: - число пенсионеров - всего и по видам получаемых пенсий и пособий; - коэффициент общей нагрузки, определяемый отношением числа лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста; - коэффициент пенсионной нагрузки, рассчитываемый отношением числа лиц пенсионного возраста на 1000 человек трудоспособного населения; - уровень безработицы, который определяется процентным соотношением числа безработных к численности экономически активного населения. Фонд социального страхования РФ. Этот фонд является вторым по величине аккумулируемых средств социальными фондами. Он является специализированной финансово-кредитной организацией при Правительстве РФ и строго целевым. Основными его задачами являются: - обеспечение гарантированных государством различного рода пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровление работников и членов их семей; - участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья; - частичное содержание санаториев - профилакториев, санаторно- оздоровительных лагерей для детей и юношей; - разработка мероприятий по совершенствованию социального страхования и другие. Аккумулирование и перераспределение средств Фонда социального страхования характеризуется системой показателей. К абсолютным показателям относятся: - остаток средств на начало периода; Поступления за год - всего, в том числе: - страховые взносы, налоговые платежи; - из Федерального бюджета; - от реализации путевок; - от вклада на депозит и прочих финансовых вложений; - из Пенсионного фонда РФ; - прочие поступления. Расходование за год - всего, в том числе на финансирование: - выплат населению пенсий, пособий; - отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию; - выплаты пособий сверх установленных норм на санаторно- курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета; - исполнительной дирекции Фонда; - перечислено в Пенсионный фонд РФ; - прочие расходы. К относительным показателям, характеризующим поступление и расходование средств Фонда социального страхования, относятся: - показатели структуры поступлений в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей в общем объеме поступлений; - показатели структуры расходования средств фонда с выделением доли пенсий и пособий в общем объеме израсходованных средств фондом. Государственный фонд занятости населения.Он создан в 1991 году для реализации государственной политики занятости населения. В его задачи входит: - профессиональное переобучение и переподготовка кадров; - материальная поддержка безработного населения; - организации и содержании служб занятости населения; - разработка программ занятости; - разработка мероприятий по социальной защищенности разных категорий населения и другие. Средства этого фонда являются собственностью государства и имеют строго целевой характер расходования. Аккумулирование и расходование средств Государственного фонда занятости населения характеризуется следующими абсолютными показателями: - остаток средств на начало года; Поступление средств - всего, в том числе: - страховые взносы, налоговые платежи; - из федерального бюджета; - из бюджетов субъектов РФ; - добровольные поступления; - прочие поступления. Расходование - всего, в том числе на финансирование: - выплат населению пенсий и пособий; - отдельных мероприятий по социальному обеспечению; - расходов по образованию; - по науке и научному обслуживанию; - исполнительной дирекции фонда; - общественных работ; - поддержку предприятий; - прочие расходы. К относительным показателям, характеризующим аккумулирование и расходование средств Государственного фонда занятости населения относятся: показатели структуры поступлений средств в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей в общем объеме поступивших средств, - показатели структуры израсходованных средств фонда с выделением доли финансирования выплат населению пенсий и пособий. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Этот фонд обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Средства Федерального фонда находятся в государственной собственности РФ и являются целевыми. Основными его задачами являются: - участие в разработке и реализации государственной финансовой политики в обязательном медицинском страховании; - обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; - реализация комплекса мероприятий, способствующих финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и другие. Аккумулирование и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) характеризуется следующими абсолютными показателями: - остаток средств на начало года; Поступление средств в фонд за год - всего, в том числе: - страховые взносы, налоговые платежи; - от вклада в депозит и прочих финансовых вложений; - возврат ранее размещенных средств; - штрафы, пени, прочие санкции; - прочие поступления Расходование средств фонда за год - всего, в том числе на финансирование: - целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению; - расходов по науке и научному обслуживанию; - расходов по образованию; - исполнительной дирекции Фонда; - расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда; - субвенции территориальным фондам; - финансовые вложения; - прочие расходы. Среди относительных показателей, характеризующих поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования выделяют: - показатели структуры поступления средств в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей; - показатели структуры расходования средств фонда с выделением доли субвенций территориальным фонда. Субвенции - это средства, передаваемые из Федерального фонда ОМС - территориальным фондам ОМС с целью выравнивания объема и качества предоставляемой населению медицинской помощи в объеме базовой программы ОМС граждан России. Движение средств государственных социальных внебюджетных фондов в течении года определяется балансовым методом: Он.г. = Ок.г. + П - Р, где Он.г. и Ок.г. - соответственно остаток средств на начало и конец года, П - поступление средств в фонд, Р - расходование средств фонда.
|