Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности организации инновационной производственно-хозяйственной деятельности предприятий. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности. Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает: • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; • разработку технологического процесса изготовления новой продукции; • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций; • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР; • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; • организацию и проведение маркетинговых исследований по Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Ее цель — предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта. Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат: • необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования; • изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике; • совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса; • активизация конкурентов; • конъюнктурные колебания; • структурные отраслевые изменения; • появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д. Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия являются: • стремление увеличить объем продаж; • расширение доли рынка, переход на новые рынки; • улучшение конкурентоспособности фирмы; • экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия; • максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели: • материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерам автоматическими устройствами и пр.; • кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР; • научно-теоретические, отражающие результаты поисковых фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятий; • информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации; • организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками; • инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.; • рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия, по продвижению новшеств на рынок; • экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности; • финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность. Принципиальные отличия инновационной деятельности предприятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и технологии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций.
|