Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?
Ответ: Нет, все имена Аллаха Всевышнего известны только из ниспосланных откровений, и Его следует называть только так, как Он назвал Себя Сам в Своей Книге, или же так, как называл Его, Его посланник, (Да благословит его Аллах и приветствует), Что же касается действий Аллаха Всевышнего, о которых Он упоминает, то любое из них связано с похвалой и указывает на совершенство, однако не всё то, чем Аллах характеризует Себя, может использоваться в качестве имени, и не от каждой такой характеристики могут быть образованы имена. С другой стороны, среди вышеупомянутых характеристик есть и такие, которые могут быть использованы в качестве имени. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Аллах - (Тот) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит». Румы, 40. И Он действительно называл Себя Творцом, Дающим средства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управляющим. Вместе с тем среди действий Аллаха, упомянутых Им Самим, есть и такие, которые совершались в качестве воздаяния и которые в данном конкретном контексте заслуживают похвалы и свидетельствуют о совершенстве. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Поистине, лицемеры (пытаются) обмануть Аллаха, но это Он обманывает* их!». Женщины, 142. *[На самом деле Аллах Всевышний никогда и никого не обманывает. Имеется в виду, что Он делает так, что попытки обмана со стороны людей оборачиваются против них и получается так, что они обманывают сами себя]. «И они* пускались на хитрости, и Аллах (тоже) пошёл на хитрость** (, ведь) Аллах - лучший из прибегающих к хитростям! ***». Семейство Имрана, 54. *[Здесь речь идёт о тех израильтянах, которые не уверовали в Ису, мир ему]. **[То есть: сделал так, что их хитрости ни к чему не привели. В соответствии с одним из толкований, здесь имеется в виду, что когда израильтяне решили распять Ису, мир ему, Аллах вместо этого заставил их схватить одного из его преследователей, похожего на него, который и был распят]. ***[Иначе говоря, Он сильнее и проницательнее любого из них]. Аллах Всевышний также сказал: «Они забыли Аллаха, и Он забыл их». Покаяние, 67. Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям, обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам. Кроме того, известно, что справедливое возмездие за подобные действия рассматривается как доброе дело и со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Всезнающем, Справедливом и Мудром Творце!
Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышнего как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и какое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеждающий (аз-Захир), Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Возвышающийся (аль-Мута'али)? Ответ: Такие имена как Высокий и Высочайший включают в себя указание на тот атрибут, производным от которого они являются. Иначе говоря, они содержат в себе указание на то обстоятельство, что Аллах Всемогущий и Великий во всех отношениях занимает наивысшее положение ('улювв). Так, например, Всевышний возвышается над Своим троном и он выше всех Своих творений. Он отделён от них и наблюдает за ними, зная о том, что с ними происходит, и обладая столь полным знанием обо всём, что не может укрыться от Него ничто. И Он возвышается надо всем в том смысле, что Он всё подчиняет Себе, и никто не может ни победить Его, ни соперничать с Ним, ни противостоять, ни мешать Ему. Всё покоряется Его величию, склоняется перед Его всемогуществом и подчиняется Его величавости и всё находится в Его распоряжении и в Его подчинении, не имея возможности освободиться от Его власти. И Он возвышается надо всем в том отношении, что Всемогущему, Великому, Всеблагому и Всевышнему присущи все атрибуты совершенства, что исключает возможность наличия у Него каких бы то ни было недостатков. Все аспекты вышеупомянутого понятия возвышения надо всем прочим взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
|