![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 67. Что означают слова пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал о прекраснейших именах «.войдёт в рай тот, кто станет перечислять их»*?
*[Здесь: указание на приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Поистине есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай»]. Ответ: Этим словам давались различные толкования. Так, например, они означают, что все имена Аллаха следует помнить, а также обращаться к Аллаху со своими мольбами и воздавать Ему хвалу, используя их. И они означают, что раб Аллаха должен приучать себя к тому, на что указывают эти имена и чему позволительно подражать, стараясь, к примеру, быть милостивым и милосердным, при том условии, что раб действительно может обладать подобными качествами по мере своих возможностей. Что касается таких атрибутов Аллаха как Могучий (аль-Джаббар), Великий (аль-'Азым) или Возвеличивающийся (аль-Мутакаббир), то рабу следует признавать их, смиряться пред ними и не пытаться украсить себя ни одним из подобных атрибутов. Если же говорить об атрибутах, которые имеют отношение к обещанию, примером чего могут служить такие имена Аллаха как Прощающий (аль-Гафур), Благодарный (аш-Шакур), Милующий (аль-'Афу), Сострадательный (ар-Рауф), Кроткий (аль-Халим), Великодушный (аль-Джавад) и Щедрый (аль-Кярим)*, то рабу следует ограничиться желанием и стремлением. [То есть: раб Аллаха должен ограничиться стремлением к тому, чтобы заслужить проявления по отношению к нему качеств Аллаха, обозначенных вышеупомянутыми именами, и не пытаться узнать о них больше того, что говорится об этом в Коране и сунне]. *[Имеется в виду, что каждое из вышеперечисленных имён заключает в Себе обещание, что при соблюдении определённых условий Аллах проявит Себя по отношению к рабу в соответствии со смыслом того или иного имени, например: если раб Аллаха станет творить благие дела, Он отблагодарит его за это, простит его и т.д.]. И, наконец, если говорить о таких атрибутах Аллаха, которые имеют отношение к угрозам, примером чего могут служить такие имена как Всемогущий (аль-'Азиз), Обладающий (возможностью) отмщения (Зу интикам). Суровый в наказанаии (Шади-ду-ль-'икаб) или Скорый в расчёте (Сари'у-ль-хисаб), то рабу следует ограничиться страхом. И слова пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), указывают на то, что рабу следует принести свидетельство об истинности смысла этих имён и отдавать им должное, зная их и поступая так, как должен поступать раб. Примером может служить тот, кто свидетельствует, что Аллах Всевышний превосходит Свои творения и возвышается над ними, что Он утвердился на Своём троне, будучи отделённым от Своих созданий и в то же время обладая знанием о их в полной мере и распространяя на них Своё могущество, и т.д. И такой человек служит Аллаху сообразно вышеупомянутому качеству Всевышнего, вследствие чего в сердце его возникает стремление к Аллаху и он начинает вести с Ним тайные беседы потупив взор и стоя пред Ним подобно тому, как покорный раб стоит перед могущественным властителем, чувствуя, что все его слова и дела возносятся к Нему и представляются Ему, и в силу этого стыдясь сказать или сделать что-нибудь такое, что, оказавшись в этих вышних сферах, покрыло бы его позором, и видя, что веления и распоряжения Аллаха постоянно нисходят ко всем концам различных миров, посредством чего Он управляет и распоряжается всем, умерщвляя и оживляя, прославляя и унижая, опуская и возвышая, даруя и лишая, отводя бедствия и насылая их, изменяя положение людей и единолично распоряжаясь Своими владениями, над которыми больше никто, кроме Него, не властен, многими иными путями. Что же касается Его распоряжений, то, в соответствии с Его волей, они находят путь ко всему, ведь Аллах Всевышний сказал: «Он распространяет (Своё) веление* с неба на землю, после чего оно (снова) восходит** к Нему в течение дня, равного тысяче лет по вашему счёту». Земной поклон, 5. *[Под велением (амр) подразумевается как предопределённое Аллахом, так и Его веление в сфере религии, иначе говоря, религиозный закон (шариат)]. **[Этим словам даются различные толкования, например: имеется в виду, что ангелы спускаются с Его велениями на землю, а потом снова поднимаются к Нему, рассказывая о делах Его рабов]. И тому, чьи познания и чьё служение в полной мере сообразуются с тем, о чём было сказано выше, достаточно одного лишь его Господа. То же самое относится и к тем, кто свидетельствует о всеобъемлющем знании Аллаха, о Его слухе, зрении, жизни, вечном существовании и прочих атрибутах, однако способностью такого свидетельства были наделены только приближенные из числа опередивших других в вере.
|