Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция и монополия
1. Сущность и виды конкуренции. 2. Сущность, формы и виды монополии. 3. Антимонопольное регулирование экономики.
1. Сущность и виды конкуренции Конкуренция – это экономическая борьба между субъектами хозяйственной деятельности за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции. Сущность конкуренции проявляется в ее функциях (которые могут быть положительными и отрицательными). Положительные функции конкуренции: - она способствует достижению сбалансированности между общественными потребностями и общественным производством в рыночной экономике; - стимулирует снижение затрат производства, способствует рациональному использованию ресурсов, а также повышению эффективности хозяйственной деятельности; - стимулирует повышение качества продукции, диверсификацию производства (расширение производства в смежные отрасли); - способствует формированию объективной рыночной цены на товары и услуги. Отрицательные функции конкуренции: - она сопровождается дополнительными расходами, не связанными с процессом производства, а направленными на ведение экономических войн (рекламные и пиар-кампании, и т.д.); - она сопровождается разорением некоторых предприятий, социальным неравенством населения. Конкуренция может осуществляться в следующих формах: 1. В зависимости от объектов и цели конкуренции: а) внутриотраслевая конкуренция (осуществляется за лучшие условия производства и сбыта аналогичных товаров); б) межотраслевая конкуренция (осуществляется за условия производства и сбыта товаров разных отраслей, за более выгодные условия вложения капитала). 2. В зависимости от методов осуществления конкурентной борьбы: а) ценовая конкуренция (осуществляется путем изменения ценовой политики предприятий); б) неценовая конкуренция (на основе рекламы, пиара, маркетинга, повышения качества продукции, сервисного обслуживания). 3. В зависимости от степени легальности конкурентной борьбы: а) добросовестная конкуренция (осуществляется с соблюдением норм и правил рыночной экономики); б) недобросовестная конкуренция (осуществляется на основе промышленного шпионажа, подкупа, подделки продукции, сокрытия дефектов, обмана потребителей, махинаций с деловой отчетностью). Формы конкуренции изменяются вместе с изменением рыночных отношений. Различают совершенную (свободную) конкуренцию и несовершенную конкуренцию. Свободная конкуренция характеризуется следующим: - небольшие размеры предприятий и их многочисленность, ни одно из них не может воздействовать на рынок; - однородность выпускаемой продукции; - свободный доступ в отрасль, на рынок для новых хозяйствующих субъектов; - полная прозрачность рынка – все его участники располагают полной информацией о рынке; - совершенная подвижность факторов производства, свободный перелив капиталов. Несовершенная конкуренция характеризуется следующим: - господствующее положение на рынке занимает ограниченное число компаний, которые существенно влияют на цены и другие факторы рынка; - продукция дифференцирована, и это существенно влияет на выбор покупателя, взаимозаменяемость и одинаковость продукции отсутствует; - существуют значительные ограничения для доступа новых товаропроизводителей на рынок. Несовершенная конкуренция существует в трех формах: монополистическая, олигополистическая и монополия. Монополистическая конкуренция предполагает достаточно большое количество продавцов, но с уникальной продукцией небольших объемов. Олигополия означает присутствие на рынке немногочисленного количества продавцов с большими объемами продаж. Монополия предполагает наличие единственного производителя с единственным видом продукции. Конкуренция между хозяйствующими субъектами на рынке зачастую приводит к образованию монополий.
2. Сущность, виды и формы монополии Монополия – это исключительное право хозяйствующего субъекта на осуществление хозяйственной деятельности; это господство хозяйствующего субъекта в определенной сфере на основе владения каким-либо преимуществом, обеспечивающим получение его владельцу исключительных экономических выгод. Причины возникновения монополий: - концентрация производства – увеличение объемов производства за счет дополнительных вложений капитала; - централизация производства – слияние мелких и средних предприятий в единое целое (покупка за бесценок обанкротившихся предприятий, создание акционерных обществ); - экономическая политика государственного протекционизма, обеспечивающая хозяйствующему субъекту режим наибольшего благоприятствования. Количественные и качественные признаки монополии: 1) доля компании на рынке составляет 50% объемов производства и более (по украинскому законодательству – 35% и более); 2) усложнение проникновения на рынок новых предприятий; 3) имеет место изменение цен, не связанное с колебанием спроса и предложения на товар, с техническим прогрессом; 4) норма прибыли одного предприятия значительно превышает среднюю норму прибыли в отрасли. Монополия выполняет как положительные так и отрицательные функции в экономике. Положительные функции монополии: - большие объемы производства способствуют снижению себестоимости продукции и увеличению ее предложения на рынке (за счет т.н. «эффекта масштаба производства»); - монополия, которая владеет большими объемами финансовых ресурсов, стимулируют НТП, что способствует повышению качества выпускаемой продукции; - монополии более устойчивы в условиях кризисов, что способствует снижению безработицы и социальной напряженности в обществе. Отрицательные функции монополии: - установление высоких цен на продукцию монополистов; - оказание давления на государственную внутреннюю и внешнюю политику; - способствует неэффективному использованию ресурсов, т.к. уничтожает конкуренцию. Виды монополий: 1) естественная монополия возникает как результат технических условий производственного процесса, когда требуется концентрация средств производства (связь, транспорт, ЖКХ); 2 ) закрытая монополия – отрасль или предприятие, защищенное от конкуренции юридическими ограничениями (патентами, авторскими правами и т.д.); 3 ) открытая монополия – это фирма, которая является единственным поставщиком определенного продукта или услуги; 4) государственная монополия возникает вследствие того, что государство создает привилегированные условия для производственной деятельности определенных предприятий и защищает их от конкуренции. Основные формы монополий: - картель – объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленную продукцию, производственную и коммерческую самостоятельность, но при этом договариваются о доле каждого в общем объеме производства, о цене и рынках сбыта; - синдикат – объединение предприятий одной отрасли, которые сохраняют производственную самостоятельность, собственность на средства производства, но теряют коммерческую самостоятельность, собственность на готовый продукт; синдикаты существуют преимущественно в торговой сфере; - трест – объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и готовый продукт, т.е. объединяют производство, сбыт, финансы и управление; - концерн – объединение промышленных, торговых, транспортных предприятий, банковских учреждений, которые теряют собственность на средства производства и готовый продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения; - конгломерат – форма монополистических объединений, возникшая вследствие поглощения прибыльных предприятий взаимосвязанных отраслей (например, гостиничное хозяйство, телефонная связь, автопрокатные станции и т.д.). Существуют следующие модели монополии: - монопсония – монополия одного покупателя на рынке товара; - олигопсония – монополия группы покупателей; - дуополия - монополия двух поставщиков товара; - билатеральная монополия - противоборство единственного поставщика и единственного потребителя данного товара. Итак, монополия усложняет конкуренцию, ограничивает экономическую свободу фирм, что может негативно отразиться на качестве производимых товаров и услуг.
3. Антимонопольное регулирование экономики С целью защиты конкурентной среды в экономике государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольная политика – это система мер, направленных на предупреждение, ограничение или пресечение деятельности монополий, а также на создание соответствующего законодательства. Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления: 1.Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2.Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства. Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Широкую популярность получил принятый в США в 1890 году закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, монопольные сговоры компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство. В 1914 г. был принят закон Клейтона, который запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглощения одной компанией других путем покупки их активов, создание директоратов нескольких компаний. Различают американскую и европейскую модели антимонопольной политики. Главной их целью является создание конкурентной среды, поддержка малого бизнеса и ограничение власти монополий. Американская модель антимонопольной политики строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода считают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и с общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей. Европейская модель антимонопольной политики запрещает не саму монополию, а лишь злоупотребление монопольной властью. Антимонопольное законодательство в данном случае направлено на контроль за регистрацией картельных соглашений. Законы запрещают соглашения о разделе рынка, о фиксированных ценах. Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера. В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества. Специфической является японская модель антимонопольной политики. Органы регулированияобычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных" случаях». Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд иен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своем участии в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия). В Украине действует Закон «О защите экономической конкуренции», принятый в 2002 г. Монопольное положение предприятий на рынке определяется Антимонопольным комитетом. В случае нарушения антимонопольного законодательства применяются следующие меры: - принудительное разделение монопольных структур, выделение из их состава самостоятельных предприятий; - наложение штрафов, применение санкций, мер административной ответственности за нарушение норм и правил антимонопольного законодательства; - запрет на слияние, поглощение предприятий, покупку акций других предприятий; - установление государственными антимонопольными органами цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (или ценовых ограничений). Общий итог демонополизации в Украине таков: в начале 1990-х г.г. доля монопольного сектора в национальной экономике была практически стопроцентной, в настоящее время она превышает 40% ВВП. Остаются неэффективными механизмы государственного регулирования естественных монополий, не соответствуют экономическим расчетам цены и тарифы на их услуги.
|