Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика анализа нормативных правовых актов






Методика анализа нормативных правовых актов на предмет коррупциогенности

Пошаговый алгоритм проведения антикоррупционной экспертизы для работников, не имеющих специальной подготовки и навыков

 

Материалы разработаны

Бошно С.В., д.ю.н., профессор

 

 

Контактная информация:

Бошно С.В. e-mail: boshno@yandex.ru

 


Методика анализа нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза законодательства и проектов нормативных правовых актов Министерства обороны РФ является важнейшим инструментом осуществления общей антикоррпуционной политики Российской Федерации.

Проведение антикоррупционной экспертизы основано на следующих основных понятиях:

Экспертиза нормативных правовых актов на коррупциогенность – это деятельность по выявлению в нормативных актах или их проектах коррупциогенных факторов и выработка предложений по минимизации коррупциогенной опасности этих факторов.

Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупционные факторы – положения нормативных правовых актов и иных документов (в том числе дефекты норм и правовые формулы), которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Коррупциогенные нормы – положения проектов документов Министерства обороны РФ, содержащие коррупционные факторы.

Коррупциогенный фактор – (применительно к нормативным актам) норма (совокупность норм), которая сама по себе или во взаимосвязи с другими нормами может в процессе реализации создавать условия, основу для коррупционных действий или решений должностных лиц.

Коррупционные действия и решения – действия и решения, принятые в рамках своих полномочий или за их пределами и имеющие целью удовлетворение интересов должностного лица Министерства обороны РФ.

Коррупциогенная опасность – вероятность использования коррупциогенных факторов.

Нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Публичное должностное лицо – 1) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую либо должность в законодательном, исполнительном, административном и судебном органе на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; 2) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу и как это применяется в соответствующей области правового регулирования; 3) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» в законодательстве.

Бланкетное предписание – содержит неопределенную отсылку к области законодательства, действующему законодательству, содержащему или могущему содержать подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей.

Отсылочное предписание – содержит точное указание на другую норму законодательства, содержащую элементы данной нормы права.

Дискреционная власть - право государственных органов действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств, принимать самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Компетенция - совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, публичных должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны РФ являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства обороны РФ;

2) системность - оценка проекта нормативного правового акта и действующего нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество законодательных органов с институтами гражданского общества, экспертным сообществом при проведении антикоррупционной экспертизы,

6) ответственность всех субъектов экспертной деятельности,

7) учета результатов экспертиз в правотворческом процессе.

I Общие положения

1. Антикоррупционная научно-правовая экспертиза (далее экспертиза) нормативных правовых актов и их проектов осуществляется с целью обеспечения их высокого качества, обоснованности и эффективности действия, выявления коррупциогенных факторов, установления влияния данного акта на криминогенную обстановку в стране.

2. При проведении экспертизы следует руководствоваться нормами Конституции Российской Федерации, законами и подзаконными нормативными правовыми актами, включая нормативные правовые акты Министерства обороны РФ, специальным законодательством в области экспертизы.

3. Экспертиза нормативных правовых актов и проектов актов Министерства обороны РФ осуществляется на основе:

- соблюдения законности;

- свободного доступа экспертов к информации, необходимой для проведения экспертизы;

- компетентности экспертов;

- равенства экспертов при постановке вопросов, внесении предложений в процессе подготовки экспертного заключения;

- независимости экспертов в пределах предоставленных им полномочий;

- самостоятельности экспертов в принятии конкретных решений (эксперт в своих выводах опирается на собственные специальные познания в сфере юриспруденции);

- ответственности экспертов за полноту и объективность анализа нормативного правового акта и обоснованность экспертного заключения;

- защищенности экспертов от возможного давления со стороны лиц, заинтересованных в результатах экспертизы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал