![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов актов Министерства бороны
4. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и проекты актов Министерства обороны РФ по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, правового статуса военнослужащих, размещению государственного заказа, лицензирования, безопасности, борьбы с правонарушениями. 5. Антикоппурционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов актов Министерства обороны РФ может осуществляться уполномоченными структурными подразделениями, должностными лицами, научными учреждениями и вузами, независимыми экспертами или группами экспертов, создаваемыми из числа ведущих ученых и специалистов в области правового регулирования проекта. Каждый военнослужащий (гражданский персонал вооруженных сил), связанный в своей профессиональной деятельности с правотворчеством, принятием управленческих решений, обязан владеть навыками первоначального антикоррупционного анализа. 6. В случае альтернативы в выборе эксперта предпочтение отдается аккредитованным независимым экспертам. Порядок аккредитации и выдачи свидетельств осуществляется уполномоченным органом государственной власти. 7. В качестве экспертов следует привлекать организации и лиц, не принимавших участия в подготовке соответствующего проекта. Не могут выступать экспертами лица, непосредственно принимавшие участие в разработке проекта, а также лица, заинтересованные в результате экспертизы. 8. Внешние эксперты участвуют в проведении экспертизы на договорных началах. 9. Эксперт не должен находиться в непосредственном подчинении того органа или структурного подразделения, которыми разработан проект нормативного правового акта. Эксперт не связан позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза. 10. Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности экспертов осуществляется органом, по решению которого проводится экспертиза. III. Содержание работы экспертов 11. В процессе антикоррпуционной экспертизы целесообразно использовать статистические данные, данные социологических исследований, материалы существующей практики правового регулирования (включая зарубежную) по данной проблеме, имеющиеся научные рекомендации, законодательство Российской Федерации. 12. В результате комплексного анализа эксперт, основываясь на своих специальных познаниях в юриспруденции, необходимых для разрешения возникающих в процессе экспертизы вопросов, а также основываясь на собственном опыте, должен оценить нормативный правовой акт или проект акта Министерства обороны РФ. 12. Антикоррпуционная экспертиза включает оценку нормативного правового акта или проекта акта Министерства обороны РФ с точки зрения его соответствия общим требованиям к законодательству, законодательной технике: необходимости данного нормативного правового акта; соответствия положений нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и законодательству в соответствии с принципами системности, иерархичности, федерализма; связи нормативного правового акта с системой действующего законодательства; соотношения экспертируемого нормативного правового акта с действующим законодательством по соответствующему предмету правового регулирования; соотношения нормативного правового акта с договорами и соглашениями, в которых участвует Российская Федерация, а также с признаваемыми Россией международно-правовыми актами; обоснованности формы акта; обоснованности конкретных правовых решений (с учетом состояния и перспектив развития соответствующей сферы законодательства); обеспеченности положений проекта нормативного правового акта (финансовыми, организационными и другими мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрения и т. п.); целесообразности соотношения предполагаемых затрат на осуществление нормативного правового акта с ожидаемыми результатами; возможных негативных последствий (социальных, экономических, юридических, экологических и др.), которые могут быть вызваны реализацией нормативного правового акта; соответствия нормативного правового акта правилам законодательной техники, требованиям использования русского языка и общепринятой терминологии; соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики. 13. Антикоррпуционная экспертиза имеет специальные цели: - установление компетенции органа на принятие данного акта; - соответствие формы издаваемого акта формам, предусмотренным для Министерства обороны РФ и органов военного управления; - выявление методов и способов правового регулирования; - установление потребности в нормах, предусматривающих нестандартное правоприменение. 14. В цепях выработки единообразных подходов к подготовке заключений по антикоррупицонной экспертизе нормативных правовых актов и проектов актов Министерства обороны РФ экспертам целесообразно ответить на следующие вопросы: а) насколько данный проект нормативного правового акта актуален, т.е. имеется ли действительная потребность в его действии; б) существует ли необходимость именно правового урегулирования данной ситуации (проблемы), не будет ли акт избыточным; в) относится ли данный вопрос к предмету регулирования соответствующего вида нормативного правового акта; г) каковы цели проекта нормативного правового акта, ожидаемые последствия его действия; д) каков затратный механизм нормативного правового акта: соизмеримы ли предполагаемые затраты с ожидаемыми результатами; с) имеется ли опыт регулирования аналогичных или сходных отношений (проблем) в других государствах; ж) соответствуют ли положения проекта нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам международного права и международным договорам Российской Федерации; з) соответствует ли нормативный правовой акт направлениям общей правовой политики в регулировании данной сферы отношений; и) имеется ли в самом нормативном правовом акте механизм реализации изложенных в нем норм: насколько он реален и эффективен; к) может ли нормативный правовой акт своим действием вызвать какие-либо коллизии в законодательстве; л) потребует ли принятие данного проекта нормативного правового акта внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты; м) насколько нормативный правовой акт увязан с иными актами законодательства, которые останутся в законодательстве и впредь; и) насколько полно урегулированы в нормативном правовом акте вопросы, составляющие его предмет, не оставляет ли он пробелы в законодательстве; о) какие иные нормативные правовые акты потребуется принять в связи с оцениваемым нормативным правовым актом и какой период времени может потребоваться для принятия производных нормативных правовых актов; п) нет ли в проекте избыточных норм, т. е. норм, без которых его цели все равно окажутся достижимыми; р) имеются ли иные варианты правового решения (урегулирования) данной проблемы; с) имеются ли нормы, позволяющие субъектам регулируемых отношений злоупотребить своим правом. 15. Факторами, повышающими коррупциогенность нормативного правового акта или проекта акта Министерства обороны РФ, являются: - обилие отсылочных норм к подзаконным правовым актам, предмет правового регулирования которых не определен в законе даже рамочным способом; - отсылки к нормативным правовым актам, разработка проектов которых не осуществлена и нет возможности определить их содержание, особенно при отсутствии переходных или временных правил; - выход за пределы компетенции правотворческого органа; - отсутствие требований информационного сопровождения процесса принятия решений; - необоснованное установление ситуационного правоприменения с использованием формул «вправе», «по своему усмотрению», «в случае необходимости» и т.п.; - необоснованное установление длительного периода осуществления процессуального действия, особенно с возможностью его продления; - неопределенные требования к обладателю субъективного права, которые описываются незакрытыми списками, избыточные по содержанию характеристики; - отсутствие конкурсных и других открытых процедур принятия правоприменительных решений; - отсутствие контроля со стороны гражданского общества, в тех случаях, где он необходим или возможен; - отсутствие юридической ответственности органов власти и их должностных лиц за свою деятельность; - применение обратной силы нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы граждан; - несоответствие регулятивных и охранительных норм целям, задачам правового регулирования; - наличие немотивированных исключений из общих требований; - необоснованное отложение вступления в силу правового акта. 15. При проведении антикоррупционной экспертизы эксперт, наряду с анализом и оценкой самого нормативного правового акта, может представить (разработать) предложения по совершенствованию правового регулирования той области общественных отношений, которая является предметом регламентации данного законопроекта.
|