Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Номинальный и реальный ВВП






Номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего года. На его величину оказывают влияние:

· Изменение реального объема производства,

· Изменение уровня цен.

Реальный ВВП измеряется в ценах базисного года. Это может быть любой год, выбранный в качестве точки отсчета. Например, по отношению к 2005г. это может быть 2010 год. Наоборот, 2005г. можно рассматривать в качестве базового по отношению к 2010г. Разница в том, что в первом случае за 100% будут приняты цены 2010г., а во втором – цены 2005г. Чтобы определить реальный ВВП в 2010г. мы должны разделить номинальный ВВП 2010г., измеренный в текущих ценах, на тот же объем произведенной продукции, измеренной в ценах 2005г.

На основе номинального и реального объемов ВВП мы можем рассчитать третий важнейший статистический показатель – дефлятор ВВП, который называется также дефлятором цен, = номинальный ВВП / реальный ВВП. Номинальный ВВП дает денежную оценку произведенной продукции. Реальный ВВП характеризует количество произведенной продукции, т.е. объем производства, измеренный в постоянных ценах (ценах базисного года). Дефлятор ВВП показывает изменение цены единицы продукции в отчетном году по отношению к базисному году.

Дефлятор ВВП – сводный показатель общего уровня цен, рассчитанный как отношение фактической цены определенного набора товаров к базисной (см. табл. 2-3).

 

Таблица 2-3.

Объем и динамика валового внутреннего продукта РФ

Показатель                
Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб. 13208, 2 17027, 2 21609, 8 26917, 2 33247, 5 41276, 8 38786, 4 44939, 2
Валовой внутренний продукт (в ценах 2003 г., млрд.руб.) 13208, 2 14156, 0 15058, 7 16286, 5 17676, 5 18604, 2 17150, 4 17842, 3
Валовой внутренний продукт (в ценах 2008 г., млрд.руб.) 29304, 9 31407, 8 33410, 5 36134, 6 39218, 7 41276, 8 38051, 4 39586, 5
Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в процентах к предыдущему году) 107, 3 107, 2 106, 4 108, 2 108, 5 105, 2 92, 2 104, 0
Индекс - дефлятор валового внутреннего продукта (в процентах к предыдущему году) 113, 8 120, 3 119, 3 115, 2 113, 8 118, 0 101, 9 111, 4

Определение дефлятора ВВП не единственный способ узнать, как изменились цены на произведенную продукцию. Рядового потребителя интересуют не все цены, а индекс потребительских цен.

Измерение стоимости жизни: индекс потребительских цен

Стоимость жизни – стоимость совокупности товаров, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности индивида и его семьи. Изменение стоимости жизни определяется через индекс потребительских цен (ИПЦ).

Можно рассчитать среднее значение всех цен. Но при этом не будут учтены предпочтения людей, важность продуктов в обеспечении их жизнедеятельности. Такой подход уравнивает цену хлеба и черной икры, велосипеда и дорогого автомобиля.

ИПЦ рассчитывается на основе взвешивания доли различных товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем определенного набора товаров и услуг. Иными словами, стоимость жизни измеряется через цену потребительской корзины товаров. Индекс потребительских цен есть отношение цены потребительской корзины к ее цене в базисном году (табл. 2–4).

Таблица 2–4.

Индексы цен в секторах экономики РФ
(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

Показатель                
Индексы потребительских цен на товары и услуги 112, 0 111, 7 110, 9 109, 0 111, 9 113, 3 108, 8 108, 8
Индексы цен производителей промышленных товаров 112, 5 128, 8 113, 4 110, 4 125, 1 93, 0 113, 9 116, 7
Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции 124, 7 117, 7 103, 0 110, 4 130, 2 102, 5 98, 2 123, 6
Сводный индекс цен строительной продукции 110, 3 114, 9 112, 1 112, 4 117, 4 116, 9 100, 1 109, 1
Индексы тарифов на грузовые перевозки 123, 5 109, 3 116, 6 115, 8 106, 8 132, 3 97, 5 133, 1

Как рассчитывается ИПЦ в России?

Длительное время российская статистика ориентировалась на потребительскую корзину, формируемую на основе научных (медицинских и др.) норм потребления (табл. 2-5).

Таблица 2–5.

Наборы 19 важнейших товаров и 25 основных продуктов питания

(в расчете на год)

 

Наименование Блага Ед. изм. «19» «25» Наименование блага Ед. изм. «19» «25»
Хлеб ржано-пшеничный кг   68, 7 Хлеб пшеничный кг 86, 7 62, 9
Мука пшеничная кг - 19, 5 Рис кг - 3, 7
Пшено кг 18, 1 9, 8 Вермишель кг 7, 3 5, 2
Сахар кг 24, 8 20, 7 Масло растительное кг   6, 4
Масло животное кг 3, 6 2, 5 Маргарин кг - 3, 9
Творог кг - 9, 9 Говядина кг   4, 8
Птица кг - 17, 5 Колбаса вареная кг 2, 2 0, 45
Колбаса полукопченая кг 1, 1 0, 35 Рыба мороженая кг - 11, 7
Молоко л 184, 3 123, 1 Сметана кг 4, 2 1, 4
Сыр твердый кг   2, 3 Яйца шт.   151, 4
Картофель кг   124, 2 Капуста свежая кг 29, 8 28, 1
Морковь кг - 37, 5 Лук репчатый кг 10, 2 28, 4
Яблоки кг   19, 4 Сигареты пачек   -

В последующие годы эта корзина корректировалась, в том числе с учетом региональных особенностей потребления.

Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен в Российской Федерации представлена в таблице 2-6.

Таблица 2–6.

Структура потребительских расходов населения для расчета
индекса потребительских цен в соответствующем году
          в процентах
Наименование товарных групп            
Все товары и услуги 100, 00 100, 00 100, 00 100, 00 100, 00 100, 00
Продовольственные товары 42, 71 40, 21 39, 11 37, 70 37, 97 38, 50
Мясопродукты 10, 71 10, 28 9, 81 9, 59 9, 64 9, 69
Рыбопродукты 1, 88 1, 87 1, 76 1, 82 1, 90 1, 92
Масло и жиры 1, 60 1, 37 1, 40 1, 26 1, 21 1, 24
Молоко и молочная продукция 2, 84 2, 68 2, 82 2, 54 2, 64 2, 76
Сыр 0, 99 0, 96 1, 18 0, 93 0, 97 1, 05
Яйца 0, 72 0, 63 0, 61 0, 56 0, 51 0, 52
Сахар 1, 14 0, 92 0, 73 0, 59 0, 68 0, 70
Кондитерские изделия 2, 33 2, 28 2, 23 2, 21 2, 33 2, 40
Чай, кофе 1, 03 0, 95 0, 90 0, 91 0, 98 0, 99
Хлеб и хлебобулочные изделия 2, 50 2, 23 2, 04 1, 96 1, 99 1, 86
Макаронные и крупяные изделия 1, 12 0, 99 0, 94 0, 91 0, 90 0, 96
Плодоовощная продукция, включая картофель 3, 96 3, 83 3, 83 3, 57 3, 61 4, 18
Алкогольные напитки 7, 12 6, 63 6, 33 5, 85 5, 78 5, 33
Общественное питание 2, 28 2, 23 2, 23 2, 73 2, 45 2, 52
Прочие 2, 49 2, 36 2, 30 2, 27 2, 38 2, 38
Непродовольственные товары 33, 74 35, 13 35, 99 37, 37 36, 25 35, 57
Одежда и белье 5, 19 5, 27 5, 13 5, 55 5, 48 5, 59
Меха и меховые изделия 0, 56 0, 74 0, 70 0, 72 0, 65 0, 66
Трикотажные изделия 1, 29 1, 30 1, 32 1, 31 1, 34 1, 33
Обувь кожаная, текстильная и комбинированная 2, 52 2, 55 2, 52 2, 53 2, 54 2, 56
Моющие и чистящие средства 0, 74 0, 67 0, 68 0, 74 0, 82 0, 80
Парфюмерно-косметические товары 1, 36 1, 35 1, 34 1, 27 1, 44 1, 44
Галантерея 0, 79 0, 80 0, 85 0, 85 0, 92 0, 94
Табачные изделия 0, 83 0, 72 0, 68 0, 65 0, 69 0, 76
Мебель 2, 17 2, 21 2, 21 2, 43 2, 34 2, 07
Электротовары и другие бытовые приборы 2, 18 2, 07 1, 99 1, 94 1, 76 1, 62
Печатные издания 0, 50 0, 49 0, 47 0, 45 0, 48 0, 47
Телерадиотовары 1, 15 1, 20 1, 01 1, 00 0, 95 0, 85
Персональные компьютеры 1, 13 1, 05 0, 92 1, 01 0, 88 0, 83
Средства связи 0, 87 0, 80 0, 73 0, 63 0, 53 0, 50
Строительные материалы 1, 83 2, 07 2, 19 1, 80 1, 62 1, 64
Легковые автомобили 4, 24 4, 99 6, 34 7, 30 5, 66 5, 38
Бензин автомобильный 1, 91 2, 00 2, 10 2, 12 2, 38 2, 45
Медицинские товары 1, 43 1, 62 1, 52 1, 56 2, 07 1, 90
Прочие 3, 05 3, 23 3, 29 3, 51 3, 70 3, 78
Услуги 23, 55 24, 66 24, 90 24, 93 25, 78 25, 93
Бытовые услуги 2, 71 2, 69 2, 82 2, 80 2, 76 2, 77
Услуги пассажирского транспорта 3, 31 3, 26 3, 26 3, 38 3, 09 3, 02
Услуги связи 2, 66 3, 19 2, 96 2, 96 3, 14 3, 25
Жилищно-коммунальные услуги 8, 90 8, 83 8, 57 7, 89 8, 81 9, 01
Жилищные услуги 2, 78 2, 75 2, 74 2, 57 2, 61 2, 71
Услуги гостиниц и прочих мест проживания 0, 11 0, 10 0, 12 0, 14 0, 15 0, 15
Коммунальные услуги 6, 01 5, 98 5, 71 5, 18 6, 05 6, 15
Услуги дошкольного воспитания 0, 28 0, 35 0, 35 0, 36 0, 43 0, 41
Услуги образования 2, 02 2, 50 2, 49 2, 27 2, 27 2, 08
Услуги организаций культуры 0, 26 0, 30 0, 33 0, 35 0, 41 0, 42
Санаторно-оздоровительные услуги 0, 54 0, 45 0, 56 0, 66 0, 51 0, 49
Медицинские услуги 1, 02 1, 17 1, 29 1, 20 1, 34 1, 35
Прочие 1, 85 1, 92 2, 27 3, 06 3, 02 3, 13

Отдельному домохозяйству полезнее ориентироваться на показатель изменения покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения (рис. 2–5).

Лук репчатый   Сахар-песок   Картофель
Туфли кожаные женские модельные
Непродовольственные товары
Платные услуги населению
Продовольственные товары

Рис. 2–5. Изменение покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения РФ в 2006г. (в процентах к предыдущему году).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал