Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Излишество в шутках и смехе






Излишество и неумеренность в шутках, как и во всех прочих делах, порицаема. Постоянство и неумеренность в шутках никак не красят праведного мусульманина. Постоянное подшучивание достойно порицания и по той причине, что это подразумевает праздное времяпровождение, заставляет людей излишне много смеяться, а иногда приводит к ненависти, обидам или утрате уважения друг к другу. Еще хуже, когда сарказм носит адресный характер и задевает честь мусульман. О таких ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “К шутнику относятся с пренебрежением”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 395.

Имам ан-Науауи сказал: “Ученые говорили, что запретными являются такие шутки, когда человек излишествует в этом и делает это постоянно. Запретность таких шуток объясняется тем, что они делают грубыми сердца, отвлекают от поминания Аллаха и зачастую сопровождаются причинением обиды, что порождает ненависть и приводит к утрате достоинства. Если же в шутках нет упомянутого, то нет в них и запрета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) иногда шутил, преследуя определенную пользу, которая состояла в том, чтобы привести собеседника в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом не запрещается, напротив, это соответствует Сунне и является желательным”. См. “аль-Азкар” 343.

Также многочисленные шутки – причина многочисленного смеха, а много смеха является порицаемым. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не смейся много, ибо, поистине, множество смеха умерщвляет сердце». аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 253, Ибн Маджах 4193. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Что же касается немногочисленного смеха, то нет в нем ничего порицаемого, поскольку смеялся пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и праведные имамы. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он рассмеялся и спросил: «Знаете ли вы, почему я смеюсь?» Мы сказали: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда он сказал: «В День воскрешения раб спросит своего Господа: «О Господь мой, разве Ты не обещал мне защитить меня от несправедливости?» Господь скажет: «Да». Раб скажет: «Но только я один могу свидетельствовать о себе». Господь скажет: «Сегодня достаточно того, что ты сам будешь свидетельствовать против себя вместе с благородными писцами». После этого человек будет лишен дара речи, а каждой из частей его тела скажут: «Говори». И каждая из них расскажет о его делах, а потом ему вернут дар речи, и он воскликнет: «Чтобы вы пропали, ведь я хотел защитить вас!» Муслим 4/261.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) осадил жителей Таифа, он не смог его покорить и сказал: «Поистине, если захочет Аллах Всевышний, мы вернемся в Медину». Сподвижники стали говорить: «Неужели мы уйдем, так и не взяв его?» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Так идите в бой!», и они бросились в бой. Когда же многие были ранены, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вновь сказал: «Поистине, завтра мы возвращаемся!» Это обрадовало мусульман, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся”. Муслим 3/184.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал