Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К государственному экзамену
1. Сущность менеджмента, цели и задачи. Специфика управленческой деятельности. Принципы и методы управленческой деятельности 2. Функции менеджмента. Виды управления на предприятии 3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Развитие управленческой мысли древнейших цивилизаций, в эпоху Раннего Христианства и Средних веков 4. Управленческая мысль эпохи Возрождения. Управление в период буржуазных революций 5. Школы менеджмента 6. Парадигма и новые принципы управления, разработанные в 90-х годах 20 века 7. Особенности российского менеджмента. Основные концепции российского менеджмента 8. Развитие теории управления в период социалистических преобразований 9. Формирование парадигмы управления в России в период перехода к рыночным отношениям. Современные подходы к формированию отечественных школ менеджмента 10. Понятие организации и ее признаки. Внешняя и внутренняя среда организации 11. Миссия и цели организации, жизненный цикл организации. Системы менеджмента 12. Организационная структура: понятие и содержание. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур 13. Понятие и факторы организационного проектирования. Элементы организационного проектирования 14. Сущность и элементы стратегии. Планирование стратегии. Виды стратегий организации 15. Разработка стратегий по уровням иерархии: корпоративная, корпоративно-портфельная и производственная. Стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц 16. Сущность и становление стратегического управления. Формирование миссии и стратегических целей 17. Процесс стратегического управления. Концепция стратегического управления в России и за рубежом 18. Модели стратегического управления. Школы стратегического управления. Причины, препятствующие внедрению стратегического управления в России 19. Понятие, цели и задачи стратегического планирования. Процесс стратегического планирования 20. Управление реализацией стратегии. Система планов организации: основные направления деятельности, планы развития, тактические планы, программы и планы – проекты 21. Диверсификация как направление развития менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления 22. Производственный менеджмент: цели и задачи управления развитием производства. Управление качеством продукции 23. Инновационный менеджмент: сущность, цели, задачи, функции и основные направления деятельности. Организационные формы инновационного менеджмента 24. Риск-менеджмент 25. Новые информационные технологии в менеджменте 26. Ресурсы, качество и эффективность управления. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента 27. Проблемы оценки эффективности управления 28. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений 29. Сущность и характерные особенности управленческих решений. Классификация управленческих решений. Этапы процесса принятия управленческих решений 30. Методы принятия решений. Моделирование в принятии решений 31. Группы, их роль и значение в управленческой деятельности. Классификация групп. Формальные и неформальные группы 32. Модели взаимодействия в группе. Управление неформальной организацией. Эффективность групповой работы 33. Понятие и признаки трудового коллектива. Виды коллективов. Команда – разновидность коллектива 34. Процесс развития коллектива. Психологические характеристики коллектива 35. Коммуникационный процесс в коллективе. Организационные коммуникации. Влияние коммуникационных технологий на систему управления 36. Природа конфликта в организации. Виды и причины конфликтов. 37. Управление конфликтной ситуацией. Стратегии и методы преодоления конфликтов 38. Сущность, цели и задачи управления персоналом. Оценка персонала. Требования к компетенции персонала 39. Модели управления персоналом «Я», «А» и «Z» У. Оучи. Российская модель управления персоналом 40. Современные концепции управления человеческими ресурсами и формирование человеческого капитала. 41. Функции менеджеров в процессе управления. Управленческие роли менеджеров 42. Структура профессиональных качеств менеджера. Требования к компетенции менеджера 43. Характеристики менеджера, составляющие основу новой модели управления. Профессиональная этика менеджера 44. Природа и содержание лидерства. Значение лидерства в управлении. Подход к лидерству с точки зрения черт характера 45. Поведенческий подход к проблеме лидерства. Многомерные стили руководства 46. Ситуационная модель лидерства. Теория жизненного цикла. Концепция атрибутивного лидерства и харизматического лидерства 47. Понятие и основы власти. Необходимость власти в управлении. Формы власти и влияния 48. Баланс власти. Формальная и неформальная власть. Способы реализации власти 49. Сущность организационнойкультуры и ее элементы. Организационная культура как объект управленческой деятельности 50. Характеристика типов организационных культур. Процесс формирования организационной культуры 51. Управление организационной культурой. Национальный компонент в организационной культуре США, Западной Европы, Японии, России 52. Понятие организационного поведения. Факторы, формирующие организационное поведение. Основные модели организационного поведения
ЧАСТЬ II ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
Цели экзамена: · оценка уровня знаний студентов-выпускников по циклу экономических дисциплин, составляющих основное содержание подготовки экономистов-менеджеров для таможенных органов; · оценка способности выпускников применять знания основ экономики предприятия для решения конкретных задач при осуществлении профессиональной деятельности.
Задачи экзамена: · выявить степень понимания выпускниками основных закономерностей развития мировой и российской экономики, особенностей функционирования современного предприятия, действия механизма государственного регулирования экономики; · выявить степень освоения выпускниками основных дидактических единиц, составляющих содержание экономических дисциплин общепрофессионального цикла, цикла специальных дисциплин и дисциплин специализации.
1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В ходе сдачи экзамена выпускник должен продемонстрировать: Ø системное представление: · об основных закономерностях функционирования национальной и мировой экономики, особенностях его современного этапа; · о многообразии экономических процессов, происходящих в современном мире, их связи с другими общественными явлениями; · о приоритетных направлениях развития российской экономики, совершенствования механизма ее государственного регулирования;
Ø знание: · теоретических основ функционирования предприятия в рыночной экономике; · законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих различные стороны деятельности предприятия; · отечественного и зарубежного опыта рациональной организации деятельности предприятия как экономического субъекта, принципов принятия экономических решений, методов изучения рыночной конъюнктуры; · действия финансового механизма функционирования предприятия, применяемых на нем форм и методов оплаты труда; · особенности осуществления внешнеэкономической деятельности, содержание комплекса работ, связанных с подготовкой и реализацией внешнеэкономических контрактов; · основ экономики таможенного дела, экономических аспектов деятельности таможенных органов; · основ экономической политики российского государства; · особенностей действия механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и применения его инструментов;
Ø умение: · выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; · систематизировать и обобщать информацию по экономическим аспектам деятельности таможенных органов; · применять полученные знания для решения практических задач, связанных с деятельностью современного предприятия, оценкой эффективности ее отдельных сторон.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
Раздел 1. Экономика организации
|