Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справка генерального консула СССР в Сан-Франциско М.Г. Галковича о японо-американских отношениях






24.05.1935

Секретно

во 2-й Восточный отдел

Население Калифорнии самое разнообразное. Кроме того, Калифорния имеет три порта: Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Сан-Диего. Жители Калифорнии состоят, кроме коренных американцев, из мексиканцев, китайцев, японцев, латиноамериканцев, испанцев и итальянцев. Отсюда вполне естественный интерес Калифорнии к вопросам американской внешней политики. Однако непосредственное соседство с Мексикой и оживленная связь через океан с Востоком делают мексиканские и восточные вопросы доминирующими здесь в смысле действительного интереса. Сейчас, после года пребывания в Сан-Франциско, можно подтвердить факт, который казался довольно ясным еще в начале нашего приезда, именно — значительную роль Калифорнии в определении внешней политики США по мексиканским и восточным вопросам.

Отсюда ясно, что как американо-мексиканские отношения, так и отношения между США и Японией и между США и Китаем довольно легко не только изучать в Калифорнии, но и видеть, в известной мере, как они творятся и в какой-то форме предполагать их дальнейшее направление.

Данный обзор мы посвятим японо-американским отношениям, а в будущем постараемся дать и обзоры американо-китайских отношений и американо-мексиканских.

I

Анализ американо-японских отношений после захвата Японией Маньчжурии в 1931 году

Когда японцы захватили Маньчжурию в 1931 году, США не посмели рискнуть пойти на действительное обострение отношений с Японией. Насколько известно, США, которые были глубоко недовольны случившимся, решились только на протесты. Правда, некоторые из этих протестов (письменного и устного характера) носили довольно резкий характер, как, напр[имер], заявление Стимсона в октябре 1931 г., а затем в декабре 1931 г., но японцы хорошо понимали, что это только сильные слова.

Америка только протестовала, но не действовала по следующим соображениям:

1. Страна была занята президентской кампанией. (Нам, теперь живущим здесь, очень понятно, какое огромное количество сил отнимают всякого рода выборные кампании в США.)

2. Несмотря на работу херстовской прессы, очевидно, что «общественное мнение» не было в достаточной степени подготовлено, чтобы правительство решилось на сильные меры.

3. Отношения США с Англией не были в такой степени налажены, чтобы США были уверены в действительно едином фронте.

4. США не были и в военном отношении подготовлены к тому, чтобы решиться на военные действия. Явно обнаружились недостатки флота как в качественном, так и в количественном отношениях. Обнаружился также и недостаток в военных и морских кадрах.

В таких условиях США не решились на войну. Правильнее будет сказать, что ни с точки зрения военной, ни с точки зрения моральной США не были подготовлены на борьбу с Японией в 1931 году.

II

Американская тактика в японском вопросе после захвата Японией Маньчжурии

В США часто приходится слышать, что США не имеют хорошей дипломатии и не имеют хороших дипломатов, т.е. что США не имеют никакой дипломатической линии. Если судить по некоторым фактам, например, по тому, как США довольно слабо действовали в смысле активизации действий других держав против Японии, то может казаться, что США и не имели никакой политики. В действительности такая политика была.

После 1905 года американская политика стала враждебной Японии. После этого она не менялась. То есть эта политика оставалась по-прежнему враждебной. Вашингтонский договор 1921 года, так же как и принятие Иммиграционного закона в 1924 году, был ярким проявлением этой враждебности. Начиная с 1924 года по 1931 год США систематически помогали в Китае тем силам, которые действовали против Японии.

Оккупация японцами Маньчжурии была понята американцами как шаг, явно направленный и против США. Не имея возможности перейти к активным действиям, особенно военного характера, США надеялись, что естественный ход событий: трудность маньчжурских операций в связи с бандитизмом, ненависть китайцев к Японии, финансовое положение Японии, обострение советско-японских отношений — явятся теми факторами, которые сыграют решающую роль в ослаблении Японии, а затем заставят ее отступить или даже в какой-то форме искать поддержки США.

Когда в Вашингтоне поняли, что эти факторы не играют той роли, которая от них ожидалась, то встал другой вопрос — вопрос о необходимости ускорить признание СССР как фактора, который неизбежно должен был несколько ослабить японские позиции на Дальнем Востоке.

Нельзя признание СССР на все 100 процентов рассматривать как часть дальневосточной политики Стэйт департмента, — вопросы торговли, удовлетворения требования широких масс сыграли свою положительную роль, но непосредственную роль все же сыграла дальневосточная политика США.

Характерно, что сейчас же после нашего приезда сюда в США, а затем в Сан-Франциско все политически заинтересованные во внешнеполитических делах американцы довольно откровенно высказывали свое мнение о неизбежности советско-японского столкновения в ближайшее время.

Многие из американцев сомневались довольно открыто в том, что мы пойдем на продажу КВЖД, и считали, что СССР маневрирует для выигрыша времени и для подготовки армии и тыла.

Не решившись на непосредственный вызов, США думали, что Япония будет ослаблена возможной войной с СССР либо дальнейшими осложнениями в Маньчжурии, Китае и в самой Японии. В начале 1935 года, когда вопрос о КВЖД был фактически решен, когда, в то же время, наметилось сближение между Нанкином и Японией, американские политики потеряли уверенность в том, что Япония в ближайшее время будет втянута в войну. Частично продуманная, а частично стихийно намечавшаяся и проводившаяся политика подталкивания Японии на еще большую авантюру с целью ее ослабления должна будет несколько измениться.

В какой же форме эта перемена будет происходить, в какой форме предстоящее развитие американо-японских отношений может интересовать СССР и какие элементы формируют в настоящее время эти отношения?

III

Обострение японо-американских отношений

Поскольку США не заинтересованы в настоящее время в войне с Японией, постольку значительная часть прессы, даже и херстовская, в настоящее время старается доказать, что США не думают воевать, что им не из-за чего воевать, что они даже Филиппины оставляют и не обеспокоены тем, что Япония будет в будущем делать. Если Вы будете беседовать с действительно влиятельным политиком, то он постарается Вам также доказать, что его настроения в отношении Японии и японцев самые мирные. Очень характерно, что творец всех калифорнийских антияпонских законов старик Мак-Клачи1 в беседе со мной старался доказать, что он истинный друг Японии и что он уверен в нормальном развитии японо-американских отношений. Трудно сказать, насколько продуманна новая линия поведения в дальневосточной политике, ведь проф[ессор] Кернер из Калифорнийского университета, человек, близко стоящий к Стэйт департменту, убеждал меня, и очевидно искренне, в том, что США не имеют внешней политики и то, что делается, — делается стихийно и от случая к случаю. Во всяком случае, если продумать и сопоставить друг с другом ряд фактов, то приходится прийти к заключению, что сейчас США имеют новую линию в своей дальневосточной политике, конечно, обусловленную последними событиями, но линию, заключающуюся в том, чтобы, прикрываясь политикой дружбы, вести активную военную подготовку армии, флота и населения к грядущим событиям на Дальнем Востоке.

Происходит, очевидно, подготовка и в области дипломатической. У нас нет данных, чтобы судить об этой подготовке по официальным и проверенным документам, но мы имеем полное право судить о ней по отдельным выступлениям видных американцев.

Характерно, что в наиболее известном Сан-Францисском клубе, где обсуждаются довольно открыто и иногда довольно откровенно вопросы внешней политики страны, вот уже пятый месяц как обсуждается вопрос: «Нужно или не нужно соглашение с Англией?» Характерно, что представители флота, выступавшие неоднократно в клубе, довольно рьяно защищали тезис о необходимости соглашения с Англией. Были и другие мнения, но все же именно военная часть высказала эту точку зрения. В свое время в СССР нашумела книга Денни об англо-американской борьбе, мы здесь не имели возможности заниматься всей суммой англо-американских отношений, но ни в прессе, ни в беседах мы не видели, чтобы атмосфера была антианглийской. Наоборот, точка зрения необходимости соглашения с Англией очень сильна и высказывалась видными представителями флота, что косвенно показывает на желательность официальных кругов, чтобы население направляло свою мысль в этом направлении.

Мне кажется, что точку зрения представителей флота можно понять только в общем свете подготовки против Японии, подготовки к войне на Дальнем Востоке.

В Сан-Франциско мне несколько раз рассказывали о том, что, когда в 1931 году решался вопрос о том, что делать с Японией, и Стимсон склонялся к решительным действиям, флот ответил, что «флот не готов, флот воевать не может». Сейчас флот готовится. Считается общепризнанным, что Рузвельт особенно внимателен к нуждам флота. Считается, что нынешний Конгресс Америки — нэви майндид, — что означает «флотски мыслящий».

Большинство военных писателей США, в частности генерал Стерлинг2, стараются доказать, что США нужен флот для защиты своих берегов, простирающихся от Аляски до Мексики.

В личных беседах представители американского флота не любят говорить о миссии американского флота, а указывают на то, то он предназначен для защиты берега. В действительности это неверно. Разговоры о том, что Гавайская база важна для США как основное прикрытие ее тихоокеанского берега, неискренни. Гавайи отделены от США расстоянием в 2300 миль. Расстояние от Гавайских островов до Японии — 3400 миль. Конечно, в случае войны вполне мыслимо движение японского флота в сторону американского берега Тихого океана, однако нынешних американских сил вполне хватит для того, чтобы защищать непосредственно берег. Очевидно, что американский флот ставит себе ясно наступательные действия. Это особенно вскрывается последними большими ассигнованиями на флот (1932—33 г. — 349 561 000 долл., 1933—34 г. — 282 310 000 долл. плюс суммы, отпущенные дополнительно по линии НРА, 1934—35 г. — 295 млн долл. плюс сумма по линии НРА). Даже для не вооруженного военным знанием взгляда, живя на западном берегу США, становится ясным, что в 1934 и 1935 гг. усилилась военно-морская подготовка США. В марте 1935 г. было решено построить дополнительно несколько воздушных баз на Тихом океане. Одна из баз должна была быть построена на острове Оаху на Гавайях, недалеко от Пирл-Харбора. Хотя об этом нигде не говорилось, но последние маневры показали, что, очевидно, соответствующие военные сооружения построены и на острове Мидвей (небольшой коралловый остров на полпути от США к Китаю).

Адмирал Стерлинг несколько раз высказывал тот взгляд, что «безопасность» (читай — оснащенность и готовность флота к нападению) Тихого океана от Сан-Диего до острова Атту, наиболее западного острова в цепи островов у Аляски, так же как и безопасность Гуама, Филиппинского архипелага и Панамы, требует полной подвижности всего годного военного флота США на этой широкой поверхности океана».

«Создание соответствующих морских и воздушных баз» — такова основная задача, стоящая перед США, и эту задачу сейчас они быстро выполняют.

Хотя американцами послано в Японию военное судно в знак дружбы, но происходящие сейчас маневры всего американского флота в Тихом океане предусматривают со всей очевидностью только одного врага — Японию. Адмирал Като3, наш знакомый по Токио и сторонник большого флота Японии, недавно (в мае м[еся]це) довольно грубо заявил, что американский флот слишком близко подошел к японским берегам. Ему немедленно адмирал Стэнли4 ответил в Сан-Франциско, что маневры американского флота касаются только США.

Последние маневры проводятся в исключительно таинственной обстановке. Однако уход всего флота в сторону Гавайских островов, а затем вылет 43 самолетов на Мидвей и дальнейшее движение флота в ту же сторону показывают, что маневры предусматривают не защитные, а в основном наступательные действия.

Очевидно, что в течение ближайших двух лет вся система фортификаций и постройка дополнительных баз как на побережье от Аляски до Мексики, так и в самом океане будут закончены.

Одновременно с активизацией действий военного флота окончательно решен вопрос и об открытии воздушной линии Сан-Франциско — Гавайи — 2400 миль, Гавайи — Мидвей — 1380 миль, Мидвей — Уэйк — 1248 миль, Уэйк — Гуам — 1450 миль, Гуам — Манила — 1500 миль, Манила — Кантон — 700 миль.

Самый большой и опасный участок считается Окленд — Гавайи. Сейчас этот путь сделан в одну и обратную сторону клиппером американской авиационной кампании приблизительно в 35 часов. Капитан клиппера Мюзик после полета заявил, что ничего авантюрного в таком полете не было и что это совершенно нормальный полет, в котором ни летчики, ни машина не рискуют. Еще в марте вышел корабль для оборудования линии Мидвей — Уэйк. Близкие знакомые, понимающие в этом деле и связанные с кругами воздушного флота, полагают, что линия будет оборудована в течение этого лета. Здесь считается, что в течение ближайших лет рейсы Кантон — Сан-Франциско через Манилу станут вполне доходными и излюбленным способом передвижения. Однако, кроме коммерческой, имеется и чисто военная сторона в этом деле. Она ясно показывает наступательные способности американского воздушного флота.

Мы здесь не освещаем американо-китайских отношений и японо-китайских, но к сказанному по поводу военной подготовки США приходится добавить и то, что США по-прежнему оказывают значительную, хотя и косвенную поддержку Нанкину5 в создании воздушного флота. Несколько китайских военных комиссий, которые побывали в США в течение 1934—35 гг., пользовались всяческим вниманием местных морских и военных властей.

Недавно приехавший из Китая секретарь американского отделения Института тихоокеанских отношений Филд в беседе косвенно подтвердил этот факт.

Если оставить в стороне военную подготовку и иметь в виду только спорные экономические вопросы между США и Японией за последние месяцы, то мы увидим, что, несмотря на внешние мирные комплименты, они в значительной степени обострены.

Сюда относятся два вопроса, которые очень легко изучать именно здесь, в Калифорнии.

36% американской нефти экспортируется из Калифорнии, и главным образом «Калифорния стандард ойл компани», организацией, понятно, связанной с Рокфеллером6, но все же имеющей значительную независимость, причем многие утверждают, что президент «Калифорния стандард ойл» Кингсбери7 имеет самое сильное влияние на определение дальневосточной политики США. Интересы «Стандард ойл» сильно ущемлены в Маньчжурии декретом маньчжурского правительства. США приняли все меры к тому, чтобы выступить совместно с Англией по вопросу о нефти перед японским правительством. Последнее довольно осмелело после своих удачных дебютов в 1931—32 гг. и заявило, что оно не может навязывать своих условий маньчжоугоскому правительству. Протест пока что остался бумажным.

Второй вопрос — обострение борьбы вокруг рынков сбыта. Энергичный завоз Японией товаров в 1933—[19]34—[19]35 гг. во все страны Латинской Америки и в США вызвал здесь самое сильное негодование. В Конгрессе, в местных клубах появился целый ряд резких, правда сугубо экономического характера, антияпонских выступлений. Япония в знак протеста против этого шума и чтобы показать США, что они должны уважать японского потребителя, начала изучать возможность покупки хлопка в Бразилии.

В добавление к изложенному приходится сказать, что выехавшая в марте экономическая комиссия во главе с Форбсом8 на Дальний Восток как по составу своих членов, так и по своим выступлениям скорее носит прокитайский характер. Поездка этой комиссии в Токио скорее дело любезности и дипломатического такта, чем искренности и действительной необходимости. Недаром эта комиссия получила сравнительно холодный прием в Японии.

IV

Дальнейшая тактика США в ее отношениях с Японией

Пока США не будут окончательно подготовлены к тому, чтобы заговорить снова с Японией таким же голосом, каким они говорили с ней в 1921—22 гг., США будут избегать больших, могущих привести к непосредственному взрыву действий. Если США не успеют к 1936 году в значительной степени подогнать подготовку своего флота и если они не в состоянии будут договориться с Англией, — можно и нужно ждать в начале 1936 года какого-то нового, дополнительного, возможно кратковременного, компромиссного решения по вопросу о дальнейших вооружениях либо отсутствия какого бы то ни было решения. Во всяком случае, США к тому времени не будут в такой степени подготовлены, чтобы решиться на взрыв японо-американских отношений. Вряд ли Япония, при всей своей агрессивности, также решится на такой шаг. Очевидно, решение вопроса будет отодвинуто еще на некоторое время.

Ни характер спорных вопросов, ни соперничество флотов, ни общее направление политики как Японии, так и США не дают нам повода для того, чтобы думать, что отношения между США и Японией будут развиваться действительно мирным, дружественным путем. Несомненно, что обе стороны по причине недостаточной подготовленности будут искать отсрочки от решительной схватки.

В Калифорнии, так же как и в некоторых других штатах, имеются известные группы, тесно связанные с некоторыми финансовыми группами в Японии. Степень фактического влияния фирм «Мицубиси», «Мицуи» и «Иокагама Спеши банк» в Калифорнии довольно значительна. С ними довольно тесно переплетаются интересы «Кун-Леб комп[ани]» через Англо-калифорнийский банк и отчасти моргановские интересы через «Бэнк оф Америка», но характерно, что эти интимные отношения тщательно скрываются, и даже в разговорах с руководителями этих банковских кругов иногда можно выявить антияпонские настроения.

В связи с этим становится довольно ясным, что в дальнейшем в дальневосточных вопросах американская дипломатия волей или неволей будет стремиться в какой-то форме искать соприкосновения с нами. Несомненно, что уже сейчас в армии и во флоте имеются группы, смотрящие в этом направлении. Наша задача заключается в том, чтобы эти настроения с выгодой для себя в дальнейшем использовать.

Генконсул СССР в Сан-Франциско

М. ГАЛКОВИЧ

 

 

План Маршалла (1947 г.)

Мне нет необходимости говорить вам, господа, что ситуация в мире очень серьезна. Это должно быть очевидным для всех разумных людей. Я считаю, что единственной трудностью является то, что эта проблема сложна в такой степени, что вся информация, доводимая прессой и радио до сведения общественности, крайне затрудняет для рядового человека с улицы четкую оценку ситуации. Кроме того, народ нашей страны территориально далек от бедствующих регионов мира, и ему трудно понять незавидное положение многострадальных народов и их отношение к такому положению, так же как американцам трудно осознать и то влияние, которое эти народы оказывают на свои правительства в связи с нашими усилиями содействовать установлению мира во всем мире.
При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных жономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее.
У этого вопроса есть еще более интересный и серьезный аспект. Фермер всегда производил продовольственные товары и менял их у горожанина на другие жизненно необходимые продукты. Разделение труда является основой современной цивилизации. В настоящее время ему угрожает развал. Городские производственные предприятия выпускают недостаточно товаров для обмена на производимые фермером продукты питания. Не хватает сырья и топлива. Недостает промышленного оборудования, или оно изношено. Фермер не может найти в продаже необходимых ему товаров. В результате сбыт производимого им сельскохозяйственного Продукта за деньги, которыми он не может воспользоваться, представляется ему невыгодной сделкой. Поэтому крупные земельные участки, использовавшиеся им ранее под посевы, ныне он пускает под пастбища. Он расходует больше зерна для откорма скота и располагает достаточным объемом продуктов питания для себя и своей семьи, притом что ему может недоставать одежды и других простейших средств цивилизации.
В то же время людям в городах не хватает продуктов питания и горючего. В результате правительства оказываются вынужденными использован, иностранные деньги и кредиты для приобретения продуктов за рубежом. Этот процесс истошает финансовые фонды, крайне необходимые Для восстановления экономики. Таким образом, быстро развивается весьма серьезная ситуация, не предвещающая ничего хорошего для мира.
Современной системе разделения труда, основывающейся на обмене произведенной продукцией, грозит развал.
Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных — прежде всего американских — продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.
Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.
Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов.
Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них ивисящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помоши. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.
Уже стало очевидным, что, прежде чем Соединенные Штаты сделают дальнейшие шаги, пытаясь смягчить ситуацию и помочь европейским странам начать свое возрождение, необходима какая-то договоренность между этими странами, касающаяся требований ситуации и роли, которую сами эти страны будут играть, с тем чтобы любые меры, которые могут быть предприняты нашим правительством, принесли пользу. Было бы неправильно, неэффективно, если бы наше правительство взялось единолично составить программу того, как поставить экономику Европы на ноги. Это дело самих европейцев. Инициатива, по-моему, должна исходить от Европы. Роль нашей страны должна состоять в оказании дружеской помоши в разработке европейской программы в той мере, в какой это практически возможно для нас. Программа должна быть совместной, дговоренной между собой, если не всеми, то значительным числом европейских государств.
Существенным аспектом любого успешного действия со стороны Соединенных Штатов является понимание народом Америки характера проблемы и средств, применяемых для ее решения. Следует избегать полиитических страстей и предубеждений. Очерченные мной трудности могут быть и будут преодолены предусмотрительностью и готовностью нашею народа осознать огромную ответственность, которую история со всей очевидностью возложила на нашу страну.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал