![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Размышления учителя.
Чему я учусь в Сенате? Елена Григорьевна Пригодич, учитель истории, права и обществознания гимназии «Универс» Эти три «сенатовских» года – новый этап в моей учительской жизни. Вообще-то все 20 лет работы в школе были для меня интересными, полными событий и жизни. Начав работать в школе, я всё время пыталась найти ответ на вопрос: Действительно ли «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»? Плохо или хорошо то, что я делаю? Очень хотелось стать действительно хорошим учителем. Первые десять лет в школе для меня, как и для всех, это - познание тайн дидактики и методического мастерства. При этом, было ясно, что ученики как-то чувствуют и понимают эти тайны и разницу между плохим и хорошим учением. В конце 80-х – начале 90-х – начались новые времена в школе: стало можно работать но разным программам, разрабатывать авторские курсы, внедрять новые технологии… и море новых книг, новых авторов – в истории, педагогике, философии, социологии, психологии. Я читала, разрабатывала, апробировала, осваивала, но при этом (воистину - «во многой мудрости много печали») всё время обнаруживала новые и новые противоречия в этом лихорадочном поиске нового содержания образования. В чём суть учения? – В личностной энергетике и ценностях учителя? В глубине его знаний? В методическом мастерстве? В новых курсах и учебниках? В ученике? А потом настал «сенатовский этап», когда я многому училась по- другому. Всё началось с уроков права, когда мои ученики задали вопрос о том, на что они имеют право в школе. Такой темы не было в новой программе и в новых учебниках, но она была для ребят важнее тех знаний, которые должны они были изучать. Что ж, есть свободное время после уроков. Это было действительно СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, для меня и учеников – первых сенатовцев. Это было как откровение: мы решили разработать Правозащитный проект для нашей подростковой школы. Мы обсуждали, обнаруживали «дыры» в наших знаниях и умениях, очень много читали, чтобы разрешить возникающие противоречия, опровергали свои решения и создавали проект, от которого захватывало дух, который должен был изменить школу. Сейчас, через три «сенатовских» года, в нашей школе, усилиями самих подростков, по их инициативе, в сотрудничестве с учителями, формируется образовательное пространство, в котором и учителя и ученики получают опыт: - участия в переговорах, - создания новых школьных «законов», - обращения в Сенат для защиты прав, - выборов, - создания газеты о социально-правовых проблемах и т.д. В этом пространстве они не получают отметок, у них нет домашних заданий и зачётов. Но ученики, не жалея, создают это пространтсво, отдают ему свободное время, удивительно ответственно «работают» адвокатами и секретарями, журналистами и сенаторами, несут свои записки в Сенат, переживают, чтобы права были «настоящими». Свободный «дух» прав приносится ими на уроки, в школьные отношения, изменяя их. И, что интересно, свободе и правам учимся мы вместе, друг у друга, ученики и учителя. Настоящим правам и свободе.
3. Размышления сенатовцев о своей работе в Сенате.
|