![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 25. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникации. Параметры коммуникативной личности.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Под коммуникативной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора). С общепсихологической точки зрения под коммуникативной личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, снизывающее воедино различные психические процессы, детерминирующие практики общения индивида и придающее его коммуникативному поведению определенную последовательность, воспроизводимость и устойчивость. Именно такая узкая трактовка коммуникативной личности используется в ТК. Коммуникативная личность - форма функционирования личности в коммуникативном процессе, форма ее реализации через выполнение социальных ролей источника/получателя сообщений. В онтологическом плане узкое понимание коммуникативной личности –в каждый конкретный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, может реализовываться через различные поведенческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид коммуникативного действия, имеет место бытие личности как коммуникативной личности. Если индивид реализует сложную социальную практику, содержащую как коммуникативный, так и некоммуникативный компоненты, то, применяя к его описанию категорию коммуникативной личности, мы абстрагируемся от всех его социальных ролей, не связанных с коммуникацией. Коммуникативная личность - одновременно «человек, общавшийся в прошлом, - субъект и продукт предшествующей коммуникации», «человек, общающийся реально- в настоящем» и «человек, общающийся потенциально, - готовый к общению в будущем», В любой коммуникативной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три темпоральных среза -прошлая, настоящая и будущая/потенциальная коммуникация. Конецкая: 1) не раскрывает содержание определяемого понятия, коммуникативная личность трактуется как одно из проявлений личности, обусловленное некоторой группой параметров, но в чем заключается это проявления, остается не ясным. 1) Сомнительным представляется правомерность использования в приведенном определении терминологического оборота «одно из проявлений личности». Если коммуникативная личность – это проявление личности, значит, есть другие проявления, которые можно обозначить как некоммуникативные. 2) Определение Конецкой представляется недостаточно четким в связи с тем, что предложенные в нем факторы, детерменирующие коммуникативную личность, не носят необходимого и достаточного характера. Любое действие личности коммуникативное и некоммуникативное, определяется когнитивными характеристиками, опирающимися на опыт, адекватное восприятие информации от окружающей среды. Билет 25. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникации. Параметры коммуникативной личности. В широком понимании термин «ком-тивная личность» эквивалентен термину «личность». Под ком-тивной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной ком-ции (ком-тивного актора). Трансакционная модель ком-тивной личности базируется на трансакционной модели ком-ции Тэна. Ком-тивная личность складывается из двух подсистем – внутренней (мира сознания и подсознания) и внешней (мира ком-тивного поведения). Ядром ком-тивной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая ком-тивное поведение, способное реализоваться через выполнение функций как ком-тора, так и реципиента. Внутренняя подсистема ком-тивной личности складывается из следующих составляющих: - целемотивационный компонент – цели и мотивы личности, как субъекта ком-ции; - абилитационный компонент – ком-тивные возможности индивида и ком-тивные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием; - когнитивный компонент – знания, освоенная информация, обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как ком-тивного актора; - операционный компонент – ком-тивные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления ком-ции. В результате можно построить трансакционную модель ком-тивной личности. «ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ» «ХОЧУ» соответствует целемотивационному компоненту. «МОГУ» соответствует абилитационному компоненту. «ЗНАЮ» соответствует когнитивному компоненту. «УМЕЮ» соответствует операционному компоненту. В данной модели ком-тивная личность моет выступать в любой функции: и как ком-тор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты ком-тивной личности. Например, если речь идет о личности ком-тора, то в составе его абилитационных характеристик будут представлены прежде всего способности к производству и передаче сообщения, а в составе операционных характеристик такие умения, как умение правильно выбрать кодовую систему, закодировать, выстроить дискурс в соответствии с особенностями ком-тивной ситуации. Если же рассматривать личность реципиента, то на первый план выходят абилитационные возможности по восприятию сообщения, когнитивные характеристики, связанные со знанием кодовых систем и прагматических правил их использования в конкретной ситуации, операционные характеристики, замкнутые на умение определить характеристики ситуации общения, оценить ком-тивную компетентность ком-тора, отселектировать шумы и адекватно декодировать сообщение. Конецкая выделяла такие параметры ком-тивной личности: 1. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация — бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор. Коммуникативная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа. 2. Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Наиболее существенными для когнитивного параметра коммуникативной личности являются следующие характеристики: способность адекватного восприятия информации, способность воздействия на партнера, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации. 3. Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 6) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами «речевого этикета».
|