![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 7. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.
Коммуникативный акт – однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе кт. применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения. Примеры: секретарша указала доставшему мальборо посетителю на табличку и тот убрал сигареты.
Коммуникативный акт – акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание. Состоит из однократных коммуникативных действий по передаче и получению одного сообщения. Коммуникативное действие – действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. взаимодействии. Коммуникативный актор – социальный субъект вступивший в коммуникативное взаимодействие. Типология коммуникативных актов построена на основании типологии коммуникативных действий. Критерии типологии: 1) По содержанию - Производственные - Практико-бытовые - Межличностно-семейные - Научно-теоретические - Научно-практические 2) По форме контактирования: - Прямые - Опосредованные 3) По типу связи: - Двунаправленные - Однонаправленные 4) По степени взаимодействия коммуникантов - Высокая - Удовлетворительная - Незначительная - Неудовлетворительная - Отрицательная 5) По рез-там: - Негативное - Нулевое - Позитивное. Под коммуникативным актом понимают единицу коммуникативного взаимодействия, однократное целостное и завершенное взаимодействие в ходе которого применительно к одному целостному завершенному дискретному сообщению совершились акты его отправления и передачи.
Примеры: 1) Ненамеренное использование жестов и неосознанное восприятие 2) Неосознанное верчение предмета в руках партнера говорит о его неуверенности 3) Гипноз 4) Иностранец приехал в Россию но акцент выдает его 5) Сознательное использование специальных жестов при флирте 6) Наступание на ногу партнеру во время переговоров 7) Гипноз 8) Чтение лекции
Билет 8. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям. Возможны разные подходы к построению типологии коммуникации, опирающиеся на различные классификационные критерии. В рамках классификационных подходов к ком-ии выделено: 1. Базовые (опираются на простейшую модель ком-ии). 2. Дополнительные. 4 основных типа соц. субъектов: 1. Индивид/ личность – отдельный человек, вступающий в ком-ию. 2. соц. организация – группа особого типа, характеризуемое особым членством, нравственными входами и выходами, нормами. 3. массовая общность – субъекты особого типа, образованные на основе общего чувственного опыта, внимание к одному и тому же объекту; Элемент массы, не имеющий идентичного; В естественном состоянии не способны к действиям, иррациональны.
Методологический подход – система научн. знаний с опорой на ту или иную базовую категорию. Методологический базис: наука о ком-ях, опирающаяся на общенаучные и соответствующие научные методы. Специальные научные методы ТК, опирающиеся на 2 специальных подхода: 1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации); 2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках; Семиотика или семиология является наукой о значащих формах, средствах выражения значения. > (где коммуникация – особое знаковое взаимодействие).
В кач-ве осн критерием выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации. Критерии: I) Соотношение типов источника и получателя в коммуникац взаим-и -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса)
|