Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликт или консенсус.
Исследователями мифов давно замечено, что черты балтийской мифологии находят наиболее яркое выражение в наборе основных семантических противопоставлений, описывающих социальные, оценочные характеристики типа главный - неглавный, сакральный - профанический и т.д. (Энциклопедия " Мифы народов мира", т. 1, с. 153). Не будет преувеличением утверждать, что особенно явственно мифологическая архаическая оппозиция " свой - чужой" звучит сегодня порой в сфере политического ПР. Понятия " этнос", " конфессия", " партийность", " политическая нация" превращаются в надморальные критерии, обусловленные некой высшей целесообразностью. Агнцы пойдут направо, козлищи - налево. Власть редко спотыкается на моральном пороге. Одной из основных мифологических схем становятся образы зла, принимающие различные формы оппозиции: " наши - не наши", " свои -чужие", " латыши-русские", " латыши-евреи", " эти-другие", " оккупанты - жертвы". Причем образы-антагонисты наделяются всеми чер- тами сакральной неистребимости, а " не то бы" все было хорошо. Но все дело в том, что все эти противопоставления могут иметь и обратный смысл. Транслируя миф с русификации, который в латвийской политической лексике приобрел ряд псевдодемократических метаморфоз: " апатриды" - " оккупанты" - " неграждане" -упускается то, что, как и во всяком мифе, присутствует совершенно произвольное обращение с фактами. В частности, не принимается во внимание, что роль латышского этноса, в частности красных латышских стрелков - " повивальных бабок революции", - во властных государственных и силовых карательных структурах советского государства в обширный период после 1917 года - это уникальный, особенно в пропорциональном соотношении этносов, феномен, серьезная оценка которому еще не дана исследователями. А древняя восточная мудрость гласит: " Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки ". Ведь мифологические сюжеты и мотивы не считаются со временем и границами. * * * Резюмируя все сказанное, попытаемся подвести итоги. Реклама и паблик рилейшнз - это зона высокой мифологической энергии. Элементы мифа активно используются здесь специалистами в качестве мотивационного тезауруса. Руководствуясь рациональными задачами и целями, обществу задаются ориентиры, которые конструируются на основе архаических ценностных характеристик мира, региона, общего информационного потока и возможностей его целевого фокусирования при помощи сравнительно-исторических реконструкций. Основным принципом применения мифотехнологий в политическом консалтинге и ПР является " сохраняя - изменять". Т.е., используя соотнесенность мотивов прагматических моделей с некими классическими культурными ценностями этноса, способствовать гомогенности идеалов моделей поведения в противовес гетерогенности индивидуальных интересов и стремлений. Основной психологической мотивацией при этом является опасение социальной изоляции со стороны индивида. Весь подобный комплекс воздействия на массы обладает двуединос-тыо последствий: с одной стороны, он способствует однородности, с другой - ведет к изменению, а значит, и развитию, новшествам в социальном пространстве. Оперируя базовыми мифами, генерируя эту энергию, реклама воздействует и на потребительские инстинкты. Именно благодаря ей shopping превратился в подобие ритуального действа, аккумулирующего некую общность. Общность же, основанная на символах потребления, -могучий инструмент воздействия на массовое и индивидуальное сознание. Успех мифотехнологий в паблик рилейшнз достигается там, где имитация события вплотную приближается к реальности, где зазор между реальным фактом и его искусственной возгонкой минимален, а имидж персонажа не оборачивается грубоватой маской ряженого. С развитием Интернета проглядываются весьма таинственные перспективы стремительно разбухающего киберобщества, где уже справляются свои ритуалы и рождаются свои мифы. Но это темы ближайшего будущего.
.6.
|