![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сквозь призму науки
Под классическим тоталитаризмом следует понимать политический режим, в котором все стороны общественной и индивидуальной жизни пронизаны жестким контролем со стороны государства. Основными характеристиками систем тоталитарного типа являются: 1. Безусловное лидерство одной политической партии и отсутствие сколъ-либо значимой легальной оппозиции. В некоторых странах бывшего соцлагеря имела место многопартийная система, но это была лишь политическая декорация.
2. Централизованный контроль и управление экономикой. В советском варианте он подразумевал всевластие военно-промышленного комплекса, распоряжающегося ресурсами страны. Для поддержания должного напряжения руководства и народа, как правило, мобилизационные мощности потенциального противника завышаются в несколько раз. Отсутствие прозрачности во властных коридорах помогает поддерживать заявленный паритет. Анекдот о рабочем, у которого всегда при сборке получался пулемет, основан на реальных фактах. Не случайно же пробки от шампанского соответствовали в СССР калибру авиапушек, а диаметр макарон по-флотски и гильз для папирос соответствовал винтовочному патрону. 3. Монополия государства на СМ И и все силовые структуры. 4. Официальное господство одной идеологии. Но весь этот перечень отличий - ничто, по сравнению с одной основополагающей чертой, " высшей стадией" тоталитаризма - способностью играть человеческой свободой и жизнью. Как только тоталитарная власть лишается этого инструмента и в обществе исчезает страх, власть начинает терзаться сомнениями, истощается и, как следствие, катится к закату. История СССР после 1956 года (XX съезда партии) тому пример. Известна демократическая формула Рузвельта: " Свобода совести, свобода слова, передвижений и свобода от страха". Тоталитаризм как термин ведет свое начало от латинского " totalis" (целый, полный) и имеет свою историю. Однако как вид политической власти он с наибольшей полнотой осуществил себя в XX веке, став официальной формой правления и идеологией в таких крупных европейских державах, как Италия, Германия, СССР, и по сей день имеет место в ряде стран азиатского, африканского и латиноамериканского континентов. Еще одним оттенком этого явления служит термин " авторитаризм". В теории коммуникавистики он подразумевает жесткий контроль государства над СМИ, ущемляющий конституционно-демократические принципы свободы информации. Одновременно в нем усматривают подчинение масс-медиа не интересам общества, а медиамагнатам, владельцам информационного капитала. Существует многообразие проявлений этого понятия в современной практике. В книге Ф.Сиберта и Т.Питерсона авторитарная теория - это одна из четырех теорий печати. Приказ, блокирование альтернативных взглядов во всех сферах идеологии - это и есть авторитаризм. Существует также мнение, что переход от коммунистической идеологии к демократии невозможен без авторитарного периода. Похожие мысли можно найти и у русского философа И.Ильина. И. Бродскому принадлежит толкование политики как чистейшей геометрии, переплетенной с законом джунглей, а современного тирана - как компьютера устаревшего образца. Это яркие метафоры поэта. Но феномен тоталитаризма изучен и авторитетными учеными. Наиболее интересными исследователями тоталитарной проблематики несомненно являются: Фридрих Хайек, австрийский экономист, Нобелевский лауреат, еще в 1944 году выпустивший книгу " Дорога к рабству"; Теодор Адорно, немецкий философ, опубликовавший в 1950 году книгу " Авторитарный человек"; Збигнев Бжезинский, американский политолог, автор книги " Тоталитарная диктатура и автократия" (в соавторстве с К. Фридрихом), изданной в 1956 году. Большинство исследователей ищут объяснение феномена тоталитаризма в социально-политических и психологических механизмах. В первом случае, исследователи связывают возникновение фашизма с кризисом демократии и социалистическими тенденциями, обозначившими разрыв со всем ходом и опытом западной цивилизации, если вести отсчет с эпохи Возрождения. Анализируя ситуации, предшествующие подавлению демократии и установлению тоталитарных режимов, Хайек признает, что доминирующим фактором всегда является всеобщее недовольство медлительностью демократии и громоздкостью ее процедур. Оказавшись в подобной ситуации, люди ищут лидера, внушающего уверенность. В Италии и Германии фашизм начинался как движение безработных, а Гитлер пришел к власти абсолютно демократическим путем. Во втором случае, среди психологических причин, исследователи чаще всего ссылаются на отказ от принципов индивидуализма и утверждение воли большинства. Чем выше умственные способности и уровень образования отдельных индивидуумов, тем резче разнятся их вкусы и взгляды. Кто стремится сконструировать единство взглядов, должен спуститься в сферы, где доминирует более низкий моральный и интеллектуальный уровень, более примитивны вкусы и инстинкты. Пополнять ряды всегда будут люди с неустойчивыми взглядами, легко возбудимые, социально ущемленные, тщеславные прагматики и перекрасившиеся приспособленцы. Но чтобы участвовать в управлении тоталитарным государством, недостаточно быть готовым принять одну лишь веру, человек должен быть готов и способен сам, по собственной инициативе преступить любую моральную норму. В этом смысле мотивы тоталитаризма можно в достаточном количестве найти в биографиях политических лидеров. " Зло извинительно, если
оно необходимо ", " Дайте мне пять лет деспотизма, и я введу во Франции свободу ", -утверждал Наполеон. Троцкий восклицал: " Революция - это чрезмерность ". Сторонников демократических процедур он именовал " презренными евнухами". Сталин читал книги об Иване Грозном, оставляя пометки: " Учитель! " Мао писал: " Революцию нельзя делать изящно и вежливо. Это - акт насилия ". Среди наиболее спорных и интересных научных концепций последнего времени, несомненно, следует назвать книгу сына некогда опальных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева Льва Гумилева " Этногенез и биосфера земли", где состояние социальных и политических аффектов рассматривается как следствие пассионарных толчков. Пассионарность-это биохимическая энергия, низвергающаяся на Землю в виде кары небесной. Она подобна злому граду, который не поддается научному прогнозированию. Поэтому Л. Гумилев уходит от ряда сугубо научных вопросов, оставляя их разработку своим ученикам и последователям. К примеру, если пассионарность - это энергия, то в каких единицах ее измерять, в джоулях?.. Четко диагностируется лишь последняя фаза этногенеза: "...члены этноса предаются грабежам и алчности".
|