Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функция и форма
Элементы дизайна должны быть носителями функциональной информации, а не простым украшением. Простейшим выражением этого становится взаимоотношение удобочитаемости и число знаков в строке. Экспериментально доказано, что строка емкостью от 50 до 60 знаков является наиболее читабельной. Для среднестатистического читателя ширина строки должна примерно соответствовать расстоянию между зрачками. Наиболее удобочитаемой считается ширина колонки в 5, 5 см. Экспериментальным путем выявлено, что после того как читатель минует 10 см колонки, его интерес к тексту идет на убыль. Критической точкой читабельности считается 30 см. Отсюда следует вывод, что именно эти первые 10 см должны содержать наиболее привлекательную информацию. Подпись под иллюстрацией - один из самых читаемых текстов. Этот блок в любом виде печатной продукции несет в себе потенциальные возможности увеличения эффективности коммуникации. Исследования выявили, что текст мы воспринимаем по верхним 30-40% части букв. Это наблюдение позволило начать разработку новых шрифтов. При разметке шрифтов вместо традиционных 9 пунктов текст размечается на 8, 5 при таком же очке литеры. Причем без потери удобочитаемости шрифта, но с экономией части пространства полосы. Издатели газет озабочены поисками сокращения производственных расходов. Одним из способов экономии является сокращение полей, насколько это может позволить типографская технология. Уже в изданиях Гугенберга в середине XVI века строки скрупулезно доводились до заданного формата или, как говорят типографы, выключались. В старину симметрию в оформлении правой и левой полос набора часто соблюдали даже в ущерб правописанию. Типографы рьяно следили за безупречностью " зеркала набора" (площадь страницы, заполненная текстом). Форма левого и правого краев набора может быть ровной и неровной. Это называется выключкой строки. Набор с одним невключенным краем часто называют флаговым. Название это основано на внешнем сходстве ровного края флага, где он надет на древко, и иллюзии " зазубренного" края, реющего на ветру. На правление условного " ветра" создает правый и левый флаговый набор. Флаговый набор обладает особым свойством создавать силовое поле направления письма и, соответственно, его чтения. Главное достоинство флагового набора - строгое постоянство пробелов между словами. Равные промежутки в словах и между ними создают ритмическое ощущение серой равномерной массы текста. Помимо всего прочего, " флаговость" согласуется с эстетическими идеалами типографики и способствует удобочитаемости текста. В зависимости от характера текста и необходимых выразительных приемов допускаются различные комбинации " флаговости". Еще одной разновидностью набора является центральная осевая композиция текста, которую на профессиональном сленге часто именуют " елкой". Таким образом, к наиболее часто используемым видам набора относятся: - набор с левосторонней выключкой, - набор с правосторонней выключкой, - набор с двухсторонней выключкой. Современные рекламные тексты, размещаемые как на страницах печатных, так и в электронных СМИ, являют собой различные вариации соединения этих трех основных видов набора. Еще одной функциональной особенностью набора является принадлежность шрифта к тому или иному языку. Например, шрифт Бодопи связан с итальянским языком, шрифт Гарамоп с французским, а шрифт Кезлон -с английским. Эстетически они наиболее выразительно выглядят в своих национальных вариантах. Но существуют и универсальные международные шрифты, повсеместно сохраняющие эстетическую привлекательность. Таков шрифтУниверс Адриана Фротигера. Это свойство он обрел благодаря крупному очку литеры и незначительным надстрочным элементам.
|