![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классика структурализма
Что касается примеров художественного осмысления материала в семиотике, то тут работы Ролана Барта являют собой высокий образец. Это увлекательная демонстрация возможностей " чтения" мира. Причем эти тексты напрочь лишены напускной академической учености, а больше напоминают светскую публицистику на научной основе с политэкономическим оттенком. Их яркий запоминающийся стиль, во многом объясняет фрагмент из интервью Р. Барта: " Меняраздражал в то время специфический топ большой прессы, рекламы, вообще так называемых средств массовой коммуникации. Раздражал и одновременно интересовал ". Главный тезис книги " Мифологии" таков: любой реальный предмет имеет свою ауру нереальности, и именно она является основой формирования имиджа его потребительских свойств и качеств. Это как бы мифические, зрелищные образы тела. В предисловии ко второму изданию книги Р. Барт писал: " Это критика языка массовой культуры, где коллективные представления рассматриваются как знаковые системы. Цель этого рассмотрения -детально осмыслить ту мистификацию, когда мелкобуржуазная культура превращается в общечеловеческую природу". Прежде чем привести некоторые примеры из книги Р. Барта, отметим необычайную тематическую широту этой работы. Она буквально нашпигована именами собственными рекламно-коммерческих текстов. Именно это обстоятельство всегда поражало исследователей. Среди них Филипп Роже, который в книге " Ролан Барт, роман" отдает должное эстетическому очарованию " Мифологий": " Еще и еще раз приходится повторять: в " Мифологиях" очаровывает не " система" или же " божественный закон " - не грандиозная перекодировка, варьирующая тему " натурализации культа мелкобуржуазной идеологией ", - а само разнообразие форм, где вперемешку соприкасаются Грета Гарбо и жареная картошка, " ситроен DS-19 " и аббат Пьер, чарует волшебное зрелище мира, на которое накладывается, не стирая его, изумление от его истолкования ". Слово " мифология", стоящее в названии книги Р. Барта, амбивалентно. Оно означает " систему мифов" и " науку о мифах". Это касается всех мифологизированных социальных институтов - правительства, прессы, литературы, армии, безопасности и т. д. Барт увлекательно пишет о " мифологии вина", " мифологии скорости" и т. д. Одной из наиболее интересных тем у Барта является ряд его работ, посвященных проблемам социализации тела, начиная с " Системы моды" (1967 г.). Здесь он продолжает традиции Сен-Симона, Бодлера, Сартра, Мишеля Фуко. В " Мифологиях" Барта очерк " Стриптиз" построен на изначальном парадоксе: " Стриптиз - во всяком случае, парижский - основан на противоречии: обнажаясь, женщина одновременно десексуализируется. Следовательно, можно сказать, что это пугающий спектакль, некая " страшилка", что эротизм остается здесь в состоянии сладостного ужаса, который достаточно лишь ритуально обозначить. Ничтожные атомы эротизма, определяемые самой природой данного зрелища, фактически поглощаются успокоительным ритуалом ".
|