![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль бюджетного учета
Организация бюджетного учета дает комплексное представление о системе учетных операций, отражающих процессы поступления и расходования денежных средств. Роль бюджетного учета заключается в следующем: -позволяет сформировать полную и достоверную информацию о деятельности бюджетных учреждений и соответствующих органов государственной власти и их имущественном положении. -обеспечивает информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за соблюдением хозяйственных операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; Бюджетный учет позволяет проводить все виды финансового контроля (предварительный, текущий и последующий) за правильностью планирования и использования денежных средств, соблюдением бюджетной дисциплины, сохранностью материальных ценностей, правильностью ведения учета и составления отчетности, законностью образования и использования средств, полученных за счет внебюджетных источников. -позволяет выявить резервы для обеспечения финансовой устойчивости органов государственной власти и бюджетных учреждений. В связи с повышением уровня открытости общества избирателям понадобилась объективная, доступная и прозрачная информация о деятельности избранных ими представителей власти. Все это подоткнуло мировое сообщество к пересмотру учетных и отчетных моделей в области государственных финансов. Бюджетный учет создает экономическую необходимость максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов. Задачи, которые должна решать система бюджетного учета: 1.Постановка на учет и ведение всех объектов бюджетного учета (по статье 240 БК РФ). 2.Реализация принципа начисления доходов бюджета соответствующим администраторам. 3.Облегчение трансформации данных российского бюджетного учета и отчетности в данные, соответствующие международным требованиям к статистике государственных финансов. 4.Упрощение системы налогообложения бюджетных учреждений. 2.Необходимость реформирования системы бюджетного учета и ее направления В России осуществляется постепенный переход на международные стандарты финансовой отчетности. В этой связи реформируется вся система бухгалтерского учета и, в том числе, системы бюджетного учета. В бюджетной сфере происходит активный поиск новых методов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. При этом главным требованием реформирования должно стать максимальное соответствие реальным процессам движения денежных средств в системе бюджетных учреждений, а также обеспечение прозрачности и контролируемости средств. Основными задачами реформирования системы бюджетного учета являются: -формирование полной и достоверной информации о финансовом положении бюджетных учреждений, -усиление контроля за обоснованностью расходования, сохранностью и наиболее эффективным использованием материальных и денежных ресурсов, -оптимальное распределение функций между участниками бюджетного процесса, исключение дублирования их функций, -сокращение объема учетной работы у бюджетных учреждений, исключение дублирования учетных функций. -обеспечение охвата всех операций, совершаемых сектором государственного управления. Сутью реформы бюджетного учета является переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Вследствие этого бюджетный процесс должен быть построен в соответствии с принятой в международной практике моделью «бюджетирования, ориентированного на результат в рамках среднесрочного финансового планирования». ЕЕ сутью является распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Реформирование бюджетного процесса включает следующие направления, среди которых важная роль отводится бюджетному учету: 1.Реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета 2.Выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств 3.Соврешенствование среднесрочного финансового планирования. 4.Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. 5.Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета. Вместе с тем, сохраняются отдельные проблемы, требующие решения на правовом уровне: 1.Отстутсвуют стандарты бюджетного учета, которые необходимо разработать 2.Наблюдается децентрализация регулирования и присутствует недостаточная консолидация финансовой отчетности на территории РФ. 3.Нет соотношения бюджетного и коммерческого учета. 4.Не достаточное соответствие правил бухгалтерского учета и требований к предоставлению информации в финансовой отчетности. 5.Сохраняются кадровые и организационно-технические проблемы.
Структура плана счетов бюджетного учета План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов: 1.Нефинансовеы активы. 2.Финансовые активы. 3.Обязательства. 4.Финансовый результат. 5.Санкционирование расходов бюджета. План счетов для комплексного отражения операций с государственными активами и обязательствами включил в себя бюджетную классификацию (20 знаков) и, прежде всего, основную ее часть - экономическую классификацию операций сектора государственного управления (3 знака). План счетов представляет собой стройную, иерархическую систему типов и видов всех без исключения активов и обязательств, которыми осуществляются операции. Для отражения всех видов объектов бюджетного учета по входящим в них элементам используются коды синтетического (3 знака) и аналитического счета (2 знака) – всего 5 знаков. Указанные пять знаков и представляют собственно код бухгалтерского счета Плана счетов бюджетного учета. В структуру Плана счетов включен код источника финансирования – 1 знак, применяемый для отражения операций, совершаемых за счет бюджетных средств (используется цифра «1»), предпринимательских (используется цифра «2») и целевых и безвозмездных поступлений (используется цифра «3»). При этом допускается использование цифры «0» в том случае, если отсутствует возможность отнесения соответствующего объекта учета к определенному виду деятельности. Таким образом, номер бюджетного счета состоит из 26 знаков: 1 – 17-й разряды – код ведомственной, функциональной классификации, включающий в себя код главного распорядителя (администратора поступлений), 18 – й разряд – код источника финансирования, 19 – 21 – й разряды – код синтетического учета, 22 – 23 – й разряды – код аналитического учета, 24 – 26 – й разряды – код экономической классификации операций сектора государственного управления. Первые 17 разрядов подразделяются на 1 – 3 –й разряды – код главного распорядителя средств бюджета, который является также кодом администратора поступлений. (Например, Минфин РФ – 092, Минпромэнерго РФ – 021 и т.д.). 4 – 17 - й разряды - функциональная структура соответствующего бюджетной классификации по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов РФ. 18 – й разряд - отражает код вида деятельности: 1 – бюджетная деятельность 2 – предпринимательская деятельность 3 – деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений. 19 – 21 – й разряды характеризуют код синтетического счета, который соответствует разделу Плана счетов бюджетного учета. Пяти разделам Плана счетов соответствует пять счетов синтетического учета, отражающих все объекты бюджетного учета: 100 – нефинансовые активы 200 – финансовые активы 300 – обязательства 400 – финансовый результат 500 – санкционирование расходов бюджета. Внутри синтетические счета детализируются на типы и виды объектов учета: Счет 100 – Финансовые активы включает семь типов: 101 – основные средства 102 – непроизведенные активы 103 – нематериальные активы 104 – амортизация 105 – материальные запасы 106 – вложения в нефинансовые активы 107 – нефинансовые активы в пути. Финансовые активы состоят из трех типов (денежные средства, финансовые вложения и расчеты с дебиторами) и 13 видов: 201 – денежные средства учреждения 202 – средства на счетах бюджетов 203 – средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, 204 – финансовые вложения 205 – расчеты с дебиторами по доходам, 206 – расчеты по выданным авансам 207 – расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам 208 – расчеты с подотчетными лицами 209 – расчеты по недостаче 210 – расчеты с прочими дебиторами 211 – внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов 212 – внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов 213 – расчеты с дебиторами по прочим операциям между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Счет 300 – Обязательства включает 10 видов: 301 - расчеты с кредиторами по долговым обязательствам 302 - расчеты с поставщиками и подрядчиками 303 - расчеты по платежам в бюджет 304 – прочие расчеты с кредиторами 305 - расчеты по невыясненным поступлениям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов 306 - расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов 307 – расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов 308 – внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов 309 - внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов 310 – расчеты с кредиторами по прочим операциям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Счет 400 – Финансовый результат состоит из двух видов: 401 – финансовый результат учреждения. 402 – результат по кассовым операциям бюджета. Счет 500 – Санкционирование расходов состоит из трех типов: 501 – лимиты бюджетных обязательств 502 – принятые бюджетные обязательства текущего года 503 – бюджетные ассигнования. Разряды с 22-го по 23-й предназначены для дальнейшей детализации счетов синтетического учета и отражают код счета аналитического учета.
|