Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слагаемые журналистского мастерства.
Журналист яаляется предствителем творческой профессии, и по своей человеческой природе он – личность творческая. Журналист должен быть хорошо образован, обладать профессиональным умением и литературнвм дарованием. Кроме того, многое в журн.профессии зависит от гражданской позиции автора, его убеждений, мужества, силы воли (так, большинство критических статей – это постоянное сражение с министерствами, банками, компаниями и т.д.) Индивидуальность, творческое мастерство часто проявляются в журналистской специализации. У настоящего профи всегда есть вынашиваемая тема, близая ему. С этой темой надо жить постоянно, долгие годы, собирать материал. В жур-ке огромную роль играет талант, но не меньшую – трудолюбие, работа над собой. Патриарх отеч.жур-ки Евгений Рябчиков считает, что тема – корень произведения. Если тема значимая – есть корреспонденция, очерк, репортаж, фелетон, публицистика. Нет темы – нет произведения. /Входит в состав вопроса 6. Источники тем и основы получения миатериала: - собственные наблюдения; - общение с людьми; - официальные док-ты; - телепередачи, кино, радио; - газеты, архивы, музеи, книги; - письма читателей. Любая тема может раскрываться по-разному в зависимости от авторского замысла, от цели выступления. Убедительность журналистского материала определяется степенью владения творческим анализом. Глубокий анализ позволяет делать серьезные обобщения. Публицистику можно рассматривать как творч.процесс, который опирается на анализ, а завершается синтезом. Аналализ и синтез – инструментарий работника прессы. Анализ – начальный процесс изучения, который позволяет прийти к определенным результатам, к умозаключению. Синтез – это соединение проанализированных фактов, представленных в совершенно новом кач-ве. Важным принципом в любой критике и полемике является доказательность, убедительность аргументации. Для этого важны конкретные цифры и факты, образные картинки нашей жизни, ссылки на законы и документы. Документы можно классифицировать по техникн использования: - письменные; - изобразительные; По тпу источника и его статуса: - официальные; - неофициальные; - личные При использовании чьих-либо документов важно соблюдать професс.этику. При использовании официальных док-тов – руководствоваться служебными правилами и административными рекомендациями 15. Журнал " Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика) В 60-е гт Россия переживала революционную ситуацию. Крымская воина обнаружила гнилость крепостного права. Царь Александр II пришел к вывод)', что лучше освободить крестьян сверху. В 1861 г. отмена крепостного права была провозглашена. На общественную арену вышло новое поколение революционеров-разночинцев, которые были ближе к народу, чем предыдущее поколение дворянских революционеров-декабристов Вождем этих революционеров был Н.Г. Чернышевский. Центром революционной демократии того времени был журнал " Современник". В зависимости от отношения к крестьянскому вопросу решался вопрос о прогрессивности газет и журналов. Широкое распространение получили политические прокламации, среди них такие как " Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", " Великоросс", " К молодому поколению", " Молодая Россия" и др. Революционные призывы зазвучали со страниц " Современника". К этому времени в журнале участвует Н.А. Добролюбов. Русское правительство начинает лавировать. Появляются растерянность и колебания в цензурном вс-домстве. Это дало возможность открыть новые газеты и журналы (всего около 150; но большинство из них были либерально-монархического направления). " Современник" получил разрешение печатать материалы с театра военных действии. Александр II распорядился пересмотреть цензурные законы, однако пересмотр длился десять лет, и только в I86S г. был введен новый закон о печати. В ответ на него Некрасов написал шуточное стихотворение: Отказавшись от милой цензуры. Погубил я досуги свои, Сам читаю теперь корректуры, И мараю чужие статьи. Согласно закону журнал, получивший два-три замечания от Главного управления по печати, закрывался без предупреждения " Современник" вступает в борьбу с журналами либерально-монархического направления (" Русский вестник", " Русская беседа", " Сын Отечества" и др.). В борьбе с этой прессой " Современник" вместе с " Русским словом" и " Искрой" утвердили принципы революционно-демократической печати. По окончании Главного Петербургского педагогического института в 1857 г. в журнал пришел Н.А. Добролюбов. В своем развитии он во многом был обязан Белинскому. Его биографию Некрасов описал так: " Бедное детство в доме бедного сельского священника; бедное полуголодное учение; потом четыре года лихорадочного, неутомимого труда, и, наконец, год за границей, проведенный в предчувствии смерти - вот и вся биография Добролюбова". В 1856 г. он знакомится с Чернышевским, и в этом же году в " Современнике" появляется его статья о журнале XVIII в. " Собеседник любителей российского слова". Проницательность, прямота, неспособность к компромиссам отличали Добролюбова с самого начала его деятельности. Он печатает в журнале ряд статей, через которые раскрывает свои философские принципы, исторические воззрения, литературные и политические взгляды. В 1859 г. появляется его статья " Литературные мелочи прошлого года". В ней Добролюбов противопоставляет " старое" и " молодое" поколения Российского государства, дает меткую и беспощадную характеристику русского либерализма. Он показывает, что современная литература отстает от общественной жизни и не в состоянии выступить против самодержавно-крепостнического строя в России. Свои взгляды Добролюбов излагает в ряде статей В статье " Что такое обломовщина? " (1859) дает уничтожающую характеристику либерально-помещичьей интеллигенции и указывает на то, что в борьбе с самодержавием народ может рассчитывать только на свои силы; либералы не способны к решительным действиям и готовы предать интересы своего народа. Сатирические материалы стали печатать на страницах " Современника". В " Свистке" сотрудничали Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Козьма Прутков (братья А.М. и В.М Жемчуж-никовы и А.К. Толстой) и др. Но больше других работал для " Свистка" Добролюбов Он выступал под литературными псевдонимами: Конрат Лилиеншвагер (немецкий поэт Розенгейм), Яков Хам (поэт Хомяков), Аполлон Капелькин. В своих пародиях он дает оценку либерализма и либерального " прогресса", неспособного защищать интересы народа. Консерваторы и либералы возненавидели Добролюбова за его " Свисток". С точки зрения Добролюбова, как и Чернышевского, журналистика была как бы формой политической деятельности. Таким подходом к журналистике они определяли требования и к деятелям печати. Прежде всего, по их мнению, от журналиста нужно требовать прочной связи с общественной жизнью. " Современник" выступил со статьей, где Чернышевский резко критиковал точку зрения Чичерина и указывал, что задача журналиста - выяснение потребностей, которыми занято общество в данный момент. В другой статье Чернышевский •совершенно четко заявил, что задачей своей деятельности как журналиста он считает - защиту интересов русского крестьянства. Этим заявлением и определялась программа " Современника" по крестьянскому вопросу. Революционные демократы понимали, что крестьянский вопрос можно решить только революционным путем. " До сих пор, - писал Чернышевский, - история не представляла ни одного примера, когда успех получился бы без борьбы". Однако журнал эволюционировал от революционного демократизма в сторону народничества и либерализма Несмотря на явное отступление от традиций Чернышевского и Добролюбова, " Современник" получил в 1865 г. два предостережения. Это сказалось на подписке в 1866 г. - он получил 2100 подписчиков. Некрасов хотел сам закрыть убыточный журнал, но покушение на Александра II сыграло свою роль, и журнал в июне 1866 г. был закрыт.
|