Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистская деятельность В.Г. Белинского
В 1839 г. он переехал в Петербург, по приглашению А.А. Краевского, и стал сотрудником известного журнала " Отечественные записки". С его приходом журнал приобрел огромную популярность. Он расширил круг авторов: Герцен, Огарев, Некрасов, Тургенев, Кольцов, Достоевский, Лермонтов и др. Журнал выходил ежемесячно, объемом до сорока печатных листов, тиражом до 4 тыс. экз. Журнал стоял за реалистическое искусство в художественных произведениях - выражал гуманистические идеи, правдиво изображал тяжелое положение народа, ратовал за просвещение и свободу, боролся с крепостничеством, постоянно вел полемик}' с журналами " Москвитянин", " Маяк", " Северная пчела", " Библиотека для чтения". Николаевский режим не позволял Белинскому открыто писать на страницах журнала о средствах ликвидации крепостного строя в России. Однако именно в период работы в " Отечественных записках" он пришел к выводу, что единственным средством борьбы с крепостничеством является не требование реформ, проводимых правительством, а народная, крестьянская революция. Эта идея нашла свое выражение в ряде статей Белинского, напечатанных в " Отечественных записках". Например, статья " Руководство к всеобщей истории", являвшаяся рецензией на лекции профессора Ф. Лоренца, изданная в 1841 г. В статье " Об истории Малороссии Николая Маркевича" критик заявил: " Не далеко уже время, когда исчезнут мелкие, эгоистические расчеты так называемой политики и народы обнимутся братски, при торжественном блеске солнца разума". Белинский сделал крупный шаг вперед в пре-одоления созерцательного характера прежних утопических теорий. Выступал с критикой взгллдов западных философов-идеалистов. Белинский не однажды пытался разграничить критику и полемику, считая, что критика преследует цель " проверки фактов умозрением", в то время как цель полемики - " низшая": " зашита здравого смысла" На практике полемика почти всегда органически сливалась с критикой в творчестве Белинского Образцом полемической статьи - и по форме, и по направленности - является его памфлет " Педант" (ответ на статьи Шевырева в " Москвитянине"). В герое " Педанта" Л. Картофелине все узнали самого Шевырева. Памфлет разоблачил не только самого Шевырева, но и то направление, которое он представлял. В памфлете Белинский прибегает к гиперболе - доведению взглядов противника до абсурда, подчеркивая этим смехотворную бессмысленность его суждений. В " литературном цинике", который будучи спекулянтом, уверил всех, что он - идеал честности, бескорыстия и добросовестности, все узнали Погодина - единомышленника и соратника Шевырева. Блестящим по жанру и остроте направленности был и его памфлет " Тарантас", обращенный против славянофилов. В борьбе " Отечественных записок" против " Москвитянина" принимал участие и Герцен (памфлет " Путешествие господина Ведрина"). В том же, 1841 г. Белинский нанес первый удар и по " Маяку", который пытался лаять на " Отечественные записки" (см. статью " Ольга. Быт русских дворян в начале нынешнего столетия"). Выступления Белинского против органов " официальной народности" имели большой общественный резонанс. В 1844 г. закрылся " Маяк", а в 1850 г. " Москвитянин" был продан новой редакции. " Отечественные записки" находились под постоянным надзором цензуры и 111-го отделения. В 1846 г. Ф. Булгарин подал в Ш-е отделение целый трактат на тему " Социалисм, коммунисм и пантеисм в России за последние 25 лет". В своем трактате Булгарин доказывал, что " Отечественные записки" издаются в духе " соииалисма, коммунисма и пантеисма" и что Белинский является " апостолом огромного класса, которому терять нечего". Что касается Краевского, то он совершенно не разделял идеи Белинского, терпел их, поскольку популярность и тираж журнала приносили ему огромную прибыль. Боясь потерять доходный журнал и видя опасность в лице Белинского, Краевский начинает цензуровать его работы. Это привело к разрыву. Белинский не легко решился на уход из журнала Он был серьезно болен. Друзья помогли ему уехать на юг для лечения Вернувшись в Петербург (1846), Белинский узнал, что Некрасов и Панаев хлопочут о приобретении права на издание журнала " Современник" (раз в месяц, объем 20-25 печатных листов). Журнал имел следующие отделы: " Словесность", " Науки и художества", " Критика и библиография", " Смесь". Основными сотрудниками журнала были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин. В.П. Боткин, П.В. Анненков, А.Д. Галахов и др. В программу журнала входила борьба с самодержавием и крепостничеством. " Современник" становится боевым органом революционной демократии. Белинский опубликовал в журнале свои программные статьи " Взгляд на русскую литературу 1846 г.", " Взгляд на русскую литературу 1847 г.", " Ответ " Москвитянину" и др. Были опубликованы и статьи Герцена " Кто виноват? ", " Сорока-воровка", " Доктор Крупов", рассказы Тургенева, стихи Некрасова и др. Все эти произведения носили явно антикрепостнический характер. Журнал умел обойти цензуру и сообщил своим читателям о буржуазной революции во Франции, были и статьи критикующие буржуазную культуру Запада, давались и яркие картины обнищания народа (" Письма с авеню Мари-ньи" Герцена и др.). Все качества революционно-демократической публицистики Белинского с исключительной яркостью и полнотой воплотились в знаменитом " Письме к Гоголю" (по поводу книги Гоголя " Выборные места из переписки с друзьями"). Впервые письмо было опубликовано за границей в " Полярной звезде" Герцена. " Письмо к Гоголю" показало глубокое знание Белинским жизни трудового народа России. В письме он сформулировал программу-минимум русской революционной демократии: уничтожение крепост«1 кого права, отмена телесного наказания, введение, по возможности, строгого соблюдения тех законов, которые уже есть. После событий 1848 г. во Франции " Современник" оказался в исключительно трудном положении. Цензурный комитет, по поручению ' царя, обследовал русские журналы и пришел к выводу, чтоб " Современник" проповедует " коммунисм и революцию". В подтвер-ждсние указывалось на статью Белинского " Взгляд на русскую литературу 1847 г." и на статью Герцена. В итоге редактор " Современника" Никитенко был приглашен в III-е отделение и дал подписку о том, что придаст журналу " направление согласное с правительством". Никитенко ушел из журнала, преследования продолжались. В лице Белинского царское правительство видело самого опасного противника и готовилось к свирепой расправе с ним. Лишь смерть, последовавшая 7 июня 1848 г., избавила Белинского от этого.
|