![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пресса и социальные аспекты образования, науки и культуры.
Реконструкция экономики в 20-х годах и индустриализация в 30-х стимулировали становление и стремительное развитие научно-популярной журналистики в нашей стране. Журналы «Природа», «Радио», «Знание-сила», «Техника - молодежи», «Наука и жизнь» служили зеркалом промышленной, а затем и научно-технической революции в нашей стране, продолжая эту традицию по сей день, несмотря на трудности новых экономических обстоятельств. Особого внимания заслуживает газетная научно-популярная и научно-проблемная публицистика, особенно в 60-е годы. Без преувеличения можно сказать, что это был апогей в эволюции жанра. Имена Владимира Орлова, Георгия Остроумова, Виктора Болховитинова, Василия Захарченко ярко вписались в общий контекст отечественной культуры второй половины текущего столетия и заслуживают внимания ее историков. Сформировалась целая школа специфической журналистики, аналогов которой в мире немного. Таким образом, во второй половине XX века сформировался внушительный корпус периодических изданий, специализирующихся на популяризации науки и техники. Одновременно в большинстве центральных газет заработали специальные отделы, явившиеся своеобразным мостом от мира ученых и инженеров к широкой общественности, мостом просвещения и приобщения масс к сложнейшим проблемам науки и техники. Прежде всего - это разнообразное применение достижений атомной физики, электрофизики, радиоэлектроники, химии, биофизики, генетики, биотехнологии, кибернетики, космонавтики и т.д. Не ограничиваясь представлением сути сложнейших явлений и процессов, затрагивающих разнообразные сферы жизни общества, авторы нередко выступали в роли социальных защитников первооткрывателей, новаторов и изобретателей. Нравственный климат в творческой среде, социально-правовая защита талантливых представителей научно-технического прогресса, защита авторских прав - эти и другие вопросы служат предметом творческого интереса журналистов. В условиях перехода страны на рыночные отношения наука оказалась в бедственном положении. Эту болезненность еще больше усугубила «дикая» конверсия, в результате которой мы стали утрачивать научно-технический потенциал и наилучшие кадры. Об этом немало писалось в последние годы в центральной прессе. Особую озабоченность вызывает космонавтика, с которой современная цивилизация связывает будущее. Для нашей страны - это вопрос и престижа, и национальной безопасности. Специфика популяризаторского направления журналистского творчества обусловлена, прежде всего, самим ее предметом: авторам нужно не только владеть литературным мастерством, но и профессионально разбираться в специальных научных и технических вопросах. Проблемы образования сопрягаются с проблемами науки. Более того, содержание образования включает в себя науку как предмет и должно быть организовано на научной основе. Системный кризис нашего общества довел до критического состояния высшую школу. Печать еще недостаточно активно заявляет о том, что это вопрос национальной безопасности страны. То же самое можно было бы сказать и о школьном образовании. Не может не вызывать озабоченности и тенденция коммерциализации школьного дела И науку, и образование, как правило, включают в понятие «культура». Сегодняшнее состояние российской культуры столь же тревожно, как науки и образования. Причины те же: смена парадигмы социального и политического развития, экономический кризис. В средствах массовой информации культура представлена россыпью частных и в значительной степени случайных тем, нет должной системности в публикациях, нет сквозных тематических линий, выражающих обдуманную положительную тенденцию
|