Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Война» в романе-эпопее Толстого. В чем своеобразие взгляда художника на войну? Назовите эпизоды, которые раскрывают бесчеловечную сущность войны.






Миру – во всем многообразии его значений – противостоит в толстовской книге – война – понятие другого, драматического и трагического рода. Если мир – хотя бы в идеале - воплощает гармонию, согласие, единение людей – то война связана с дисгармонией, разрушением, отступлением от нравственных норм. Точку зрения на войну как событие истории и как состояние мира, близкую Толстому своей жесткостью, высказывает в романе Андрей Болконский: “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство”.

Мир в общей концепции романа отрицает войну. Русская армия отступает после Аустерлица - и ужас смерти сотен людей на плотине Аугеста потрясает тем более, что Толстой вспоминает эту плотину в другое время – когда здесь “столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”, и “столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и уезжали по той же плотине, запыленные мукой, с белыми возами”. Страшный итог Бородинского сражения рисуется в такой картине: “Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах… на которых сотни лет одновременно сбирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью”. Вчитайтесь в эти строки. От сдержанного, констатирующего тона трагическое впечатление еще более усиливается. Толстовским героям, встретившимся с войной лицом к лицу, открывается весь ужас необходимости убийства на войне. Он становится ясен Николаю Ростову, когда он видит “самое простое комнатное лицо” врага, “с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами”.

Одно из самых страшных и трагических событий в романе – гибель Пети Ростова: «Петя скакал на своей лошади… и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свете костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю… Пуля пробила ему голову(…) Денисов … подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети. «Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», - вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Горе матери, потерявшей сына, безутешно: “Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой”. Война выбирает самых молодых, самых незащищенных. В этом - ее тяжкая правда, которую Толстой не может принять.

Используя опыт Стендаля, показавшего битву при Ватерлоо глазами неискушенного в военном деле человека, Толстой также стремится изобразить войну с непредвзятой точки зрения как бы случайного наблюдателя, за которым скрывается обыкновенный смертный. Это обеспечивает столь необходимый для него «человеческий» взгляд на войну. Война показывается Толстым как будничное дело, требующее от каждого четкого исполнения своих обязанностей, и одновременно как испытание всех душевных сил в момент их наивысшего напряжения. В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» писатель признавался, что для художника, решившегося описывать исторические события, «не может и не должно быть героев, а должны быть люди». Эта человеческая мерка позволяет Толстому открыть правду войны – в «крови, страданиях, смерти» и показать ее подлинную героику. Простые, скромные люди, такие, как Тушин или Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын проявляют настоящий героизм и именно они влияют на ход сражений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал