Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод и методика экономического анализа. Основные этапы экономического анализа. Характеристика основных способов и приемов анализа хозяйственной деятельности организации.






Принципы метода экономического анализа: сравнение, детализация, элиминирование, использование объективный основ взаимосвязи экономических показателей.
Методологическую основу экономического анализа предприятия представляет моделирование характера взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.
Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.

Основные этапы экономического анализа:

Определение функции экономического анализа, его целей и задач

«Оснащение» - элемент, предусматривающий определение аналитических и расчетных процедур, таких как:

  • Выбор измерителей, аналитических моделей и их конструирование
  • Выбор методов расчета, сравнений и их разработка
  • Выбор сравнений

Определение «входа»:

  • Определение состава первичных данных
  • Сбор нужных данных
  • Выбор пригодных для анализа данных

Определение «субъективного фактора» Проведением экономического анализа должны заниматься специалисты.

Однако чтобы обеспечить субъективность результатов, надо учитывать и интересы аналитиков в получении такого результата. Их заинтересованность зависит от места аналитика в организационной структуре предприятия, от материального стимула, профессионализма. Привлекая независимых экспертов, объективность повышается.

«Упорядоченность» - элемент, предполагающий осуществление расчетов и необходимых сравнений.

Собственно экономический анализ или «выход» - интерпретация результатов анализа.

Системный подход предполагает многоуровневую структуру аналитической работы:

  • Первый уровень- характеристики состояния, а также будущего развития предприятий на основе анализа интегральных оценок и расчета
  • Второй уровень- определение факторов, которые вызвали снижение результативности деятельности предприятия
  • Третий уровень- определение главных проблем в деятельности предприятия, как следствие воздействия факторов негативного характера
  • Четвертый уровень- выявление причин влияния факторов Каждый уровень отличается количеством показателей, глубиной, конкретностью выводов, детальностью, необходимым временем. В целом можно выделить две группы уровней экономического анализа:
  • Детализированный анализ
  • Экспресс-анализ

Сравнение - сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Средние величины - исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки - используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа " затраты-выпуск", строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование - это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

Сущность, принципы и методы планирования. Система планирования деятельности организации.

Планирование как управленческая функция представляет собой процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности организации. Оно предполагает принятие управленческих решений относительно того, что должно быть сделано, где и каким обра­зом. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущих действий и для осуществления выбирается наилучший. Решения руководства передаются сверху вниз по иерархическим ступеням организации.

Разработка планов должна основываться на определенных методологических принципах. К важнейшим принципам планирования относятся: системность, непрерывность, комплексность, адекватность, целенаправленность и приоритетность, оптималь­ность, сбалансированность и пропорциональность, социальная ориентация, сочетание отраслевого и регионального аспектов планирования.

При планировании используются самые различные методы. Из наиболее важных можно выделить следующие.

1. Программно-целевой метод основывается на выборе реально поставленной цели функционирования предприятия и разработке для него нескольких вариантов взаимоувязанных экономических и социальных программ развития. Планирование осуществляется по логической схеме: цели - пути - способы - средства. Этот метод предполагает многообразие целей: научно-технических, организационно-экономических, экологических и др. При разработке планов все эти цели пересекаются, находятся в определенных взаимосвязях и соотношениях. Поэтому необходимо сопоставить программы, подготовленные с учетом различных целей.

2. Расчетно-конструктивный метод предполагает определение показателей плана на основе расчетов, основанных на имеющейся информации о взаимосвязи объектов, составляющих планируемую систему. Примером его применения является расчет технологичес­ких карт в растениеводстве, когда плановые показатели определяют исходя из имеющихся материальных, трудовых и иных ресурсов и технологий с учетом особенностей предприятия и прошлого опыта. Само название этого метода говорит о том, что при его применении будущий образ планируемого объекта формируется с помощью " конструирования" его составных частей (в нашей примере – технологических операций) и расчета их величины (в нашем примере – объема работ, расхода топлива, семян, удобрений и т.д.).

3. Нормативный метод предполагает расчет плановых показателей исходя из существующих технико-экономических норм и нормати­вов. Норма - это научно обоснованная величина экономического показателя. Ее конкретное значение определяется с учетом имею­щихся производственных ресурсов, применяемых технологий и осо­бенностей предприятия. При планировании производства наиболее важное значение имеют нормы затрат материальных ресурсов (нормы высева, кормления, расхода топлива и др.), нормы затрат труда и заработной платы (нормы выработки и обслуживания, расценки оплаты труда и т. д.) и технологические нормы, определяемые технологическими процессами (норма естественной убыли, содержание переваримого протеина в одной кормовой единице, концентрация дей­ствующего вещества в единице объема технологического раствора гербицидов). Под нормативами понимают регламентированные величины для расчета экономических показателей. Такими нормативами являются, например, величина налоговых платежей (федераль­ный норматив) или величина амортизационных отчислений (отрас­левой норматив). В большинстве случаев нормативы регламентируются (устанавливаются) органами государственной власти.

4. Балансовый метод предполагает расчет плановых показателей на основе сопоставления приходной и расходной части какого-либо ресурса. В общем виде плановый баланс выражается равенством между суммой, включающей величину ресурса на начало планового периода и его приходом в течение этого периода, и суммой, включа­ющей расход ресурса за это же время и его остаток на конец периода:

Начальный остаток + Приход = Расход + Конечный остаток.

 

Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Этапы разработки стратегии деятельности организации на рынке.

Тактические планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции.

Тактический план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Разрабатывается в производственных отделениях.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

Процесс постановки планирования После того как определены стратегические, тактические и оперативные цели, менеджменту необходимо принять решение о наиболее адекватном в конкретной ситуации подходе к планированию. Критическими факторами успеха в данном случае являются гибкость и адаптивность целей относительно изменяющихся условий внешней среды.

Наиболее популярными подходами к планированию являются управление по целям, одноразовые планы, постоянные планы и ситуационные сценарии.

Маркетинговая стратегия - это элемент общей стратегии компании (корпоративной стратегии), который описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для достижения максимального результата в увеличении продаж и доходности от продаж в долгосрочной перспективе.

Этапы разработки маркетинговой стратегии: • Исследование состояния рынка • Оценка текущего состояния • Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности компании • Постановка целей маркетинговой стратегии • Сегментация рынка и выбор целевых сегментов (исследование потребителей) • Анализ стратегических альтернатив и выбор маркетинговой стратегии • Разработка позиционирования • Предварительная экономическая оценка стратегии и инструменты контроля

18. Бизнес- планирование: сущность, функции, значение, этапы составления, основные разделы бизнес-плана.

В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес – план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

Основными целями разработки бизнес–плана являются: • приватизация объектов государственной и муниципальной собственности; • осуществление инвестиционных проектов; • реализация отдельных коммерческих операций; • эмиссия ценных бумаг; • определение перспектив развития фирмы; • проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство); • финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи: • изучить ёмкость рынка; • ценить затраты; • обнаружить «подводные камни»; • определить финансово-экономические показатели
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса.
Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал