![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неценовые детерминанты спроса и предложения
При построении кривых спроса и предложения мы исходили из того, что детерминантой величины спроса (предложения) данного товара является его цена (ценовой фактор) им кривые мы определили при условии равенства прочих условий — неизменности неценовых факторов, влияющих на поведение покупателей и продавцов. Но что происходит, если эти обстоятельства также изменяются? Рассмотрим первоначально неценовые факторы спроса. Но прежде вспомним, что спрос — это совокупность комбинаций именно цены данного товара и величины его спроса. Изменение величины спроса под влиянием изменения цены означает переход от одной комбинации «цена — объем товара» к другой. Графически изменение величины спроса выражается в движении от одной точки кривой спроса к другой. Изменение спроса — это изменение объема плановых покупок, обусловленное изменением неценового фактора. Графически оно выражается как перемещение кривой спроса относительно своего первоначального положения (рис. 4). Таким образом, изменения величины спроса и собственно спроса — явления, обусловленные влиянием различного типа (ценового и неценовых) факторов. К числу основных неценовых факторов относятся следующие: · Изменение вкусов покупателей. Если, например, под влиянием рекламы покупатели будут отдавать предпочтение товару В, то кривая спроса на данный товар А переместится влево (D " D1), что означает уменьшение спроса на товар А. · Изменение числа потребителей. Вполне очевидно, что при прочих равных условиях рост числа покупателей приведет к росту спроса, что графически выразится в перемещении кривой спроса на данный товар А вправо (D " D2). · Изменение денежного дохода. Изменение денежного дохода вызывает неоднозначную (если мы не принимаем во внимание тип товара) реакцию спроса. Предположим, при росте доходов покупатели увеличивают спрос на данный товар А, что выражается в сдвиге кривой спроса вправо (D " D2). В этом случае продукт А является товаром высшей категории (нормальным товаром), спрос на который изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода. А если по мере роста денежного дохода спрос на товар А уменьшается, то происходит сдвиг кривой спроса влево (D " D1). В этом случае А — товар низшей категории, то есть товар, спрос на который изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода. · Изменение цены другого товара. Приведет ли изменение цены на некий товар В к росту спроса на данный товар А зависит от того, являются ли А и В взаимозаменяемыми (товары-субституты) или взаимодополняемыми (товары-комплементы) при потреблении. Например, если А и В соотносятся как субституты, то рост цены В вызовет рост спроса на А; кривая спроса сдвинется вправо (D " D2). Если же А и В — комплементы, то рост цены В приведет к сокращению спроса на А; кривая спроса переместится влево(D " D1). · Изменения в ожиданиях покупателей. Ожидание изменения будущих цен и доходов также способно изменить спрос. Например, если ожидается повышение цены товара А, то во избежание будущих относительно избыточных расходов покупатели увеличат текущий спрос (D " D2). Прогноз сокращения будущих доходов вынудит покупателей ограничивать текущие расходы, что приведет к падению спроса (D " D1). Теперь обратимся к неценовым детерминантам предложения. Здесь также следует различать изменения величины предложения и собственно предложения. Первое определятся изменением цены данного товара и выражается в передвижении от одной точки кривой предложения к другой. · Изменение предложения — это изменение планового объема продаж, вызванное изменением неценового фактора. Графически оно выражается сдвигом (влево или вправо) кривой предложения (рис. 5). Отметим ряд основных неценовых факторов. · Изменение цен на другие товары. Например, падение цены товара В (пшеницы), при прочих равных условиях, может вызвать рост предложения данного товара А (кукурузы); кривая предложения сдвинется вправо (S " S2). · Изменение цен ресурсов. Производство и предложение товаров сопряжено с издержками — расходами на покупку ресурсов. Если, например, цена ресурсов растет, то растут и издержки производства, что снизит предложение данного товара (S" S1). И наоборот, падение цены на ресурсы снизит издержки производства и приведет к росту предложения (S " S2). · Изменение технологии. Совершенствование технологии приводит к снижению объема потребляемых ресурсов в расчете на единицу продукции и, следовательно, издержек производства. Соответственно использование новой технологии при неизменных ценах ресурсов и при прочих равных условиях приводит к росту предложения; кривая предложения сдвигается вправо (S " S2). · Изменение ожиданий. Влияние ожидания изменения цены данного товара в будущем не является однозначным. Например, при одних условиях прогноз роста в будущем цены данного товара вызовет сокращение его текущего предложения, а при других — увеличение этого предложения. · Число продавцов. Вполне очевидно, что при прочих равных условиях предложение данной отрасли определяется числом предприятий. Соответственно рост числа предприятий приводит к росту отраслевого предложения (S " S2), и наоборот, уменьшение их числа вызовет сокращение предложения (S" S1). · Изменение налогов и дотаций. Выплата налогов является частью расходов предприятий. Поэтому рост налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение; кривая предложения сдвигается влево (S" S1). Если же государство перечисляет предприятию дотации (оказывает безвозмездную финансовую поддержку), издержки данного предприятия сокращаются, что способствует росту предложения (S " S2). Теперь рассмотрим изменения спроса и предложения не изолированно, а с учетом друг друга (рис. 6). Предположим, что при данном предложении денежный доход покупателей снизился: кривая спроса смещается влево (D " D1), возникает новое равновесие с параметрами Р1 и Q1. А если происходит и сокращение предложения, например, в связи с ростом цены ресурсов? Кривая предложения также сдвинется влево (S " S1). Как следует из графика, кривые спроса и предложения (D1 и S1) пересекутся в точке с параметрами Р2 и Q2. Возникает новое микроэкономическое равновесие. Возможны различные сочетания изменения спроса и предложения. Отметим лишь следующее. Графическая модель отчетливо демонстрирует ряд эффектов: • при падении спроса происходит снижение цены и сокращение объема товаров, и наоборот, увеличение спроса сопряжено с ростом цены и ростом объема товаров. Таким образом, между изменением спроса, соответствующими изменениями равновесной цены и объема товаров существует прямая зависимость; • падение предложения связано с ростом цены и снижением объема товаров. При росте предложения имеет место снижение цены и рост количества товаров. Соответственно: между изменениями предложения и равновесной цены существует обратная, а между изменениями предложения и объема товаров — прямая зависимость.
3.4 Сущность и функции рынка
Модель частичного рынка показывает, как осуществляется координация поведения покупателей и продавцов, как в условиях избыточного спроса или предложения восстанавливается рыночное равновесие. Восстановление равновесия означает, что оно нормальное (типичное) состояние рынка. Эта модель дает нам крайне упрощенное, но основополагающее и отчетливое представление о сущности и функциях рынка. Рынок — это сообщество покупателей и продавцов, координирующих свое поведение в форме спроса, предложения, конкуренции и ценообразования. Если мы акцентируем внимание на отношениях, то возможно следующее определение. Рынок — это спрос, предложение, конкуренция и ценообразование, осуществляемые покупателями и продавцами. Реализуя указанные отношения, данное сообщество выполняет тем самым следующие функции: • ценообразование (выявление общественной ценности товара); • информирование о поведении друг друга; • координацию (согласование производства и потребления, распределение ресурсов и благ). Взаимодействуя, покупатели и продавцы выявляют общественно необходимую пропорцию обмена товаров, информируют друг друга о своих целях и возможностях, согласовывают функциональные интересы и, в конечном счете, потребление и производство. Действуя согласно самостоятельным решениям, участники рыночного сообщества осуществляют децентрализованную (не определяемую неким центром) координацию, а именно отбор социально приемлемых (эффективных) правил поведения (а также технологии, объема и структуры распределения доходов, производства и потребления). Как следует из определения спроса и предложения, спрос выражает лишь те потребности, которые обеспечены готовностью заплатить; предложение выражает не все (соответствующие наличным ресурсам) возможности производства, а лишь те, которые будут оплачены потребителями. В этом контексте становится очевидным: поведение покупателей ограничено планами продавцов — кривой предложения, а возможности продажи ограничены планами покупателей — кривой спроса. Если же акцентировать внимание на масштабах производства (значит, и на масштабах потребления ресурсов), то продавцы (производители) приспосабливаются не к ресурсным ограничениям, а к ограничениям со стороны спроса. Спрос и предложение (потребление и производство) сопоставляются рыночным сообществом не в натуральных показателях, а в универсальном денежном измерении, по единой шкале. Иначе говоря, косвенным индикатором общественно необходимых действий, на который ориентируются рыночные агенты, является цена. Именно она связывает покупателей и продавцов и, тем самым, потребителей и производителей. В данной модели цена является единственным инструментом реализации функций рынка: в отсутствие цены невозможны ни спрос, ни предложение и, следовательно, ни ценообразование, информирование и координация. Рост цены — признак недостаточности производства данного товара, сигнал необходимости увеличения объема его выпуска и, значит, необходимости вовлечения в производство дополнительного количества ресурсов. Повышенная цена — симптом избыточности производства относительно возможности потребления, избыточности количества используемых ресурсов. Принимая во внимание влияние на рынок данного товара неценовых детерминант, мы получаем основание сформулировать представления о том, как рыночное сообщество может регулировать распределение ресурсов между производством разных товаров и определять структуру и объем социально необходимых потребностей (потребления), о том, как микросубъекты могут адаптироваться к изменению множества обстоятельств.
3.5 Условность и значение модели спроса и предложения
В этой главе мы рассмотрели модель спроса и предложения, называемую также «крестом Маршалла» (по имени ее автора). В реальности, разумеется, не существует никаких кривых спроса и предложения. Почему? Всякое экономическое событие находится в непосредственной или косвенной, сильной или слабой, причинно-следственной зависимости от множества прочих явлений. Однако функциональная модель спроса и предложения из множества постоянно изменяющихся реальных факторов поведения покупателей и продавцов выделяет товарную цену (одну переменную) в качестве наиболее существенной детерминанты объема покупок/продаж (других переменных). Другими словами, в логически строгой, однозначной форме — в форме непрерывных кривых спроса и предложения, т.е. в виде графических символов — она выражает исследуемую многостороннюю реальность крайне односторонне и искаженно. Тем не менее она полезна именно потому, что выделенная переменная (цена) имеет существенное (преобладающее) значение, особенно тогда, когда прочие факторы изменяются довольно медленно. (Напомним, что назначение экономической теории состоит в установлении наиболее важных (главных) факторов, вызывающих возникновение тех или иных событий экономической жизни.) Утверждение о том, что спрос (предложение) определяется ценой, отнюдь не означает, что исключительно цена определяет спрос (предложение). Смысл этого положения заключается в том, что именно цена — главная детерминанта спроса (предложения). И график, строго выражающий воздействие изменений цены на спрос (предложение), строится таким образом, что все прочие факторы предполагаются неизменными (или таким образом, что влияние неценовых детерминант приобретает логически очевидную форму). С помощью метода кривых спроса и предложения создается возможность сосредоточить анализ на самой важной детерминанте спроса, а именно на цене рассматриваемого товара. Таким образом, рассмотренная нами модель (как и любая система функциональных зависимостей) — идеальный тип, инструмент анализа. В этом качестве она имеет ограниченное практическое значение, однако, позволяет, хотя и в высшей степени упрощенно, мысленно упорядочить отношения реальных покупателей и продавцов. В ходе принятия хозяйственных решений простейшая модель спроса и предложения позволяет выдвигать более строгие предположения о возможных реакциях покупателей и продавцов. (Так и в повседневной жизни люди, решая те или иные проблемы, стараются, как правило, принимать во внимание именно существенные обстоятельства.) Хотя полученные с ее помощью представления имеют достаточно общий характер и не исчерпывают предмет анализа (поведение покупателей и продавцов), она является важной ступенью научного исследования, основой дальнейшего познания рынка (его различных видов) и экономической организации в целом.
|