Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зарождение и развитие криминологической мысли.
В примитивном обществе наказание человека служило цели умиротворения богов, смягчения их гнева в тех случаях, когда нарушалось какое-то табу. Вопросы о причинах нарушения табу не ставились. В древности о преступлении и наказании можно было лишь философствовать. Никаких естественно- и общественно-научных методов исследования в то время еще не было и нельзя было на основе единичного преступления выявить причины преступности как массового явления. Тем не менее греческие философы высказывали мысли о причинах преступности, и Платон, например, считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание (Drapkin 1983). В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании (юрист Бенедикт Карпцов, что преступление - не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский, и Мартин Лютер. Это - важнейший принцип христианского миропонимания в эпоху Средневековья. Наказание отводит гнев Божий от страны и она тем самым получает " прощение" за случившееся в ней греховное событие. Для достижения преступником вечного блаженства решающим моментом было то, что его страдания при наказании примиряют его с Богом. История криминологии на три эпохи: - классическая школа 18 века; - позитивистская школа 19 века; - криминология новейшего времени (с середины 20 века). Классической школы, интеллект и рассудок - основополагающие признаки чела; - фундамент, на кот. строится любое объяснение его индивидуального и общ-ого поведения. Чел сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. И разумный ответ общ-ва на преступление сводится к увеличению цены, кот. преступник д. заплатить, к уменьшению его " полезности". Индивидуум, поставленный перед таким выбором, должен при рассудочном подходе вести себя конформистски. Позитивистская школа: поведение чела определяется многими физ. (телесными), психическими и соц. факторами, кот. не поддаются его контролю. И задача криминологии - в том, чтобы изучать псих., физ. и соц. черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить чела быть добродетельным, профессионально полезным общ-ву и дисциплинированным. Классическая школа внимание на деяние, а еще раньше на вину; позитивистская школа устремляет его на преступника, на его судьбу и его опасность для общ-ва. Классическая школа ориентирована на защиту интересов правового гос-ва, то позитивистская - на исправление преступника. Современная школа открыла новое направление в изучении реакции общ-ва на отклоняющееся поведение и преступность, исследует потерпевшего (как феномена) соц. контроль. Причины преступлений - соц. процесс, в кот. задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общ-во. Исследуются процессы в общ-ве, в силу кот. поведение людей и сами люди определяются как преступные. Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы), функции формального и неформального контроля со стороны общ-ва, кот.были критически оценены с т.зр. их роли в сдерживании преступности, в их поддерживающих преступность влиянии. Понятия " преступник" и " преступность" - относящиеся и к поведению и к личности, видят задачу - проанализировать соц. процессы, вследствие кот. становиться возможным использовать подобное клише. Классическая школа Чезаре Беккариа " О преступлениях и наказаниях. Совершение преступления -? свободной воли, люди ищут приятных ощущений и стремятся избегать неприятных, наказание устрашает, угол. законы д. широко обнародоваться в интересах однообразия и устрашения и с детьми и душевнобольными нельзя обращаться как с преступниками Джон Говард. - за права чела и за улучшение жизненных условий заключенных. Иеремия Бентам. Его идея о том, что чел стремиться получить максимальное удовольствие и испытать минимальные страдания, стала центральной для уголовного права того времени. Позитивистская школа. Чезаре Ломброзо " Преступный чел". -поведение причинно обусловлено и что типичного преступника м. идентифицировать по конкретным физ. хар-ам: скошенный лоб, неразвитые мочки ушей, крупный подбородок, складки лица, чрезмерная волосатость / облысение, чрезмерная / притупленная чувствительность к боли. Классификацию преступников, типы: прирожденные преступники; душевнобольные преступники; преступники по страсти, к которым относятся также политические маньяки; случайные преступники. Американская школа. А.Ж.Кетле. - основоположник соц. статистики и 1 криминологом социологического направления. Основываясь на анализе преступности и состояние морали во Франции, проведенном им в 1836 году, к выводу: совершению преступлений способствуют такие факторы, как климат, возраст, пол и время года. Общ-во само готовит преступление, а чел, виновный в его совершении, - лишь инструмент, при помощи которого оно совершается. Периоды развития криминологии " советского периода" можно представить следующим образом: - возникновение и развитие; - современное состояние. При учреждениях - судебных, исправительно-трудовых, медицинских и пр. были созданы криминологические кабинеты и клиники, сотрудники кот. совместно с практиками изучали на основе статистического, эмпирического и клинического материала различные виды преступлений и типы преступников. 1925 г - создан Гос. институт по изучению преступности и преступника. Задачи: 1. изучение причин и условий преступности в целом и отдельных видов преступлений; 2. изучение методов борьбы с преступностью; 3. разработка? угол. политики, средств и методов воздействия на осужденных; 4. " изучение отдельных лиц, представляющих интерес для выяснения преступности". В 30-е г. криминологические исследования практически свернуты. Сказались последствия культа личности Сталина. Институт по изучению преступности и преступника, криминологические кабинеты на местах ликвидированы, отделы моральной статистики в органах ЦСУ упразднены. Следующий этап развития советской криминологии к. 50-х годов. Исследование преступности включается в планы некот. научно-исследовательских правовых учреждений страны. Криминологическая проблематики стала разрабатываться на кафедрах юр. учебных заведений. 1963 г. создается Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Проблемами этой науки занимались Аванесов, Антонян, Алексеев, Бабаев, Игошев, Карпец. Со 2 пол. 80-х годов по настоящее время криминологи получили возможность пересмотреть многие положения науки криминологии. Выпущено 4 учебника, каждый постепенно освобождается от догм социалистической криминологии. Важный шаг - снятие грифа секретности со всех данных по преступности и уголовной статистики.
|