Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория социальной дезорганизации и аномии Э.Дюркгейма






Социологические теории девиантности. Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Э. Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии –- (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — это такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ.

Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя.

Второй аспект («конфликт норм в культуре») разработал Р.Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии и расширив ее до масштаба общей теории девиантного поведения.[1] Мертон различает определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения и различает общества в связи со степенью значимости тех или других. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее средствам, толкают индивидов к принятию технически более эффективных средств достижения цели, даже если эти средства являются незаконными.По Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям.

 

21. теория «напряжения» Р.Мертона.

Суть теории:

Причиной роста преступности является обострение противоречий между целями (стандартами), ропагандируемыми обществом, и ограниченностью социально-одобряемых средств их достижения. Так, цели личного успеха и благосостояния противоречит ограниченность доступа к социально одобряемым каналам достижения этой цели (образование, профессия, социальный статус, богатство) Тем самым, для выходцев из низших слоев остается практически один выход: нарушение правовых норм.

Одной из наиболее известных теорий девиантного поведения в социологии является теория социального напряжения Роберта Мертона. При создании этой теории, Мертон применил теорию аномии Дюркгейма относительно проблем преступности в социологии. Главная идея этой теории состоит в том, что причина преступности ни что иное, как противоречие между ценностями, которые общество прививает людям, и возможностями их достижения в соответствии с установленными обществом правилами.

озникающее вследствие этого социальное напряжение приводит к тому, что человек, который не может достичь определенных ценностей, будет реагировать на сложившуюся ситуацию той или иной формой девиантного поведения, вплоть до применения агрессии или насилия.

Мертон выделял всего пять типов реакций на общественные ценности и социально одобренные средства их достижения. Под понятием ценности традиционно принято понимать такую общественную цель, как стремление к материальному благополучию. Главным социально одобренным средством достижения этой цели принято считать образование и карьеру. Ценность в достижении успеха поддерживается в сознании людей многими средствами массовой информации, поэтому напряжение по отношению к этой цели можно считать достаточно сильным, а реальная возможность воплотить в жизнь желаемое доступна, к сожалению, немногим. Давайте рассмотрим эту теорию в виде таблицы.

Теория социального напряжения Мертона перебрасывает своеобразный мост между Дюркгеймом, который рассматривал преступление как продукт взаимоотношений личности и общества, к Марксу, который акцентировал внимание на неравном распределении жизненных шансов в обществе.

Мертон, благодаря своей теории социального напряжения, в достаточной мере поспособствовал пониманию основных причин высокого уровня преступности. Завышенная социальная ценность материального благополучия, при неравных возможностях его достижения для разных социальных групп, приводит к росту преступного поведенияименно тех, кто оказывается не в состоянии его получить. Эта теория показывает одну из главных проблем современного общества – его «двуликость»: высокие стандарты уровня жизни, которые демонстрируют всевозможные СМИ, и полная нищета, которая не дает возможности реализовать свой «жизненный шанс» большей части нашего социума.

22. Теория «субкультур» и ее криминологическое значение

Теория субкультур (американские социологи А. Коэн, Р. Клауорд, Л. Оулин). Содержание: Истоки преступности – в расхождении между полученными из культуры «Большого общества» надеждами и ограниченными возможностями добиться успеха. Питательная среда делинквентности (от лат. delinquens – совершающий проступок): классовая дифференциация общества, неадекватные жизненные старты для молодежи из высшего, среднего и низшего классов. Результат: формирование делинквентных субкультур со своими ценностями, целями и нормами (конфликтная, ретретистская, криминальная субкультуры). Криминализирующие функции субкультуры – сохранение и передача традиций определенной социально-культурной делинквентной среды, которая способна противостоять социальным институтам, занимающимся воспитанием детей, и, прежде всего, семье и школе.

В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую

преступность, и в особенности бандитизм.

Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960),

рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта

между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной

стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных

придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже

время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность

строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей

столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории

субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.

Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и

характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут

способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений.

И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином

Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие

можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре,

передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у

людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном

на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием,

и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины.

Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал