Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предъявление задания






В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

После первой истории ребенку задаются вопросы. Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов:

0 баллов - Ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл - Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла - Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла - Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей

Данные методики могут быть дополнены дополнительными диагностиками для выявления особенностей понимания дошкольниками различных эмоциональных состояний и их причин, умений ориентироваться на чувства и переживания других в повседневной жизни.

Педагогическая технология в программе «Детство» построена на основе социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому себе

Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему «Мой воспитатель», методики «А это могло быть с тобой?», беседы с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом, методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе и характере отношения к нему.

По нашему мнению, методика рисования на тему «Мой воспитатель» и беседы по рисунку может стать базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми, адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования педагогического взаимодействия с «проблемными» (замкнутыми, конфликтными, нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.

Анализ детских рисунков на тему «Мой воспитатель»

Методика проведения: Детям предлагается задание: «нарисуйте своего воспитателя группы, рисовать вы можете то, что вам больше всего хочется». Для чистоты экспериментальных данных, предварительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводятся по следующим критериям:

Старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности илиотдаленности от детей. Данная группа критериев свидетельствует о. проявлении отношения каждого ребенка к воспитателю

Восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя. Сюжеты и содержание рисунков, какие виды деятельности воспитателя дети изобразили. Эта группа критериев показывает, какие особенности деятельности воспитателя наиболее значимы для каждого ребенка.

Методика «А это могло быть с тобой?»

Цель: изучить благополучие взаимоотношений старших дошкольников с педагогом группы, понимание дошкольником справедливости оценок его проявлений воспитателем,

Методика проведения. Беседа с детьми проводится индивидуально, после рассказывания ситуации ребенку предлагают ее продолжать и ответить на вопросы.

1 ситуация — «Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель даст тебе роль ведущего? А кому из детей он предложит эту роль?»

2 ситуация — «Представь себе: воспитатель входит в группу и держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он ее тебе или кому-нибудь другому? Кому?»

3 ситуация — «Начинается занятие, а дети оставили на ковре разбросанные игрушки. Воспитатель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы за это воспитатель рассердился? А на кого из детей группы мог бы рассердиться?».

При необходимости ситуации могут быть дополнены исходя из предполагаемых проблем взаимоотношений дошкольников с педагогом группы.

По итогам беседы ответы детей заносят в следующую таблицу:

  Фамилия, Имя ребенка Характер ответов детей по каждой серии
  1 серия   2 серия   3 серия
утвердительный отрицательный неопределенный утвердительный отрицательный неопределенный утвердительный отрицательный неопределенный
                   

В результате анализа результатов дошкольников делят на 3 группы по характеру эмоциональной направленности на воспитателя.

1 группа — эмоционально восприимчивые дети. Их характеризует ярко выраженная положительная эмоциональная направленность на воспитателя, уверенность в любви педагога. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к изменениям в его поведении. Тон воспитателя, жест, поза служат источником возникновения эмоциональных переживаний.

2 группа — эмоционально невосприимчивые дети. Для них характерна отрицательная установка на педагогические воздействия, неадекватность откликов и на положительные воздействия воспитателя. Эти дошкольники часто нарушают дисциплину и порядок, не соблюдают установленные нормы. Усвоив по отношению к себе отрицательное отношение, дети отвечают на него негативизмом или равнодушием. Удовольствия от общения с воспитателем они не испытывают и не ожидают.

3 группа — дети с безразличным отношением к воспитателю и его требованиям. Они не проявляют активности и инициативы в общении с воспитателем, играют пассивную роль в жизни группы. По их внешним проявлениям трудно определить характер переживаний. Когда воспитатель их хвалит, они не выражают радости, так же как при осуждении — огорчения или смущения.

Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.

Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье, характер отношения к близким помогут беседа с детьми на темы «Моя семья» и «Моя семья в будущем», анализ рисунков на тему «Моя семья».

Диагностическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста темы «Моя семья»

Методика проведения: В ходе индивидуальной беседы детям задаются вопросы:

- Что такое семья?

- Расскажи о своей семье...

- Есть ли в вашей семье что-нибудь интересное (увлечения, традиции, семейные альбомы)?

- Если бы ты встретил волшебника, и он предложил бы тебе выполнить три желания для тебя и членов твоей семьи (твоих близких) что бы ты им пожелал? (Если ребенок называет только пожелания для себя, взрослый уточняет)

- Что бы ты хотел пожелать для своих родителей, бабушки (братьев, сестер)?

- Что ты можешь рассказать о том, что было в твоей семье раньше, когда бабушка и дедушка были молодыми?

- Что ты знаешь о твоих прадедушках и прабабушках? (чем они занимались, где работали, как жили)?

- Как ты думаешь, для чего человеку нужна семья?

Первый и последний вопросы беседы помогут выяснить, как понимают дошкольники что такое семья, в чем ее значение для человека. Детские рассказы о семье дадут возможность определить особенности представлений детей о своих семьях, семейных традициях, увлечениях, отношении детей к своей семье. Последняя часть беседы поможет определить, что дети знают о своих близких, об истории своей семьи.

Если педагог нацелен на совместное с родителями своих воспитанников развитие дошкольников, углубление представлений о традициях семьи, семейных увлечениях для проектирования этой работы он может использовать результаты беседы.

Диагностическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья в будущем»

Методика проведения: в ходе индивидуальной беседы детям задаются вопросы

- Когда ты вырастешь, у тебя будет семья? С кем ты будешь жить?

- А ты выйдешь замуж (женишься)? Какая у тебя будет жена? (Какой муж?)

- Ты будешь жить в городе или деревне? Почему?

- Когда ты вырастешь и у тебя будет своя семья ты будешь жить вместе с мамой и папой или отдельно? Почему?

- Когда ты вырастешь, у тебя будут дети? Кто мальчик или девочка? Почему? (Если нет, почему)

- Вы будете ходить вместе в гости? К кому?

- Расскажи, что ты купишь своим детям (дочке, сыну)?

- Что ты им будешь запрещать делать?

- А ты их будешь наказывать? Как? Почему?

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального благополучия в семье.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал