Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ва ангела
По пыльной проселочной дороге шли два ангела, молодой и старый. Вечером они набрели на дом, в котором жила богатая семья. Ангелы попросились на ночлег. Нет, им не отказали. Но встретили весьма негостеприимно. Спать их отправили в подвал, где кроватью им стали доски с набросанной на них соломой. Ужинать хозяева своих поздних гостей не позвали. Ночью ангелы проснулись от треска: в одной из стен подвала появилась трещина. Она буквально на глазах увеличивалась, и вдруг в стене возникла зияющая дыра диаметром не менее метра. Неожиданно треск прекратился. Было очевидно, что при такой дыре в стене дом долго не простоит. — Давай быстро покинем этот негостеприимный Старый ангел молча, применив всю свою силу и энергию, заделал дыру в стене, да так искусно, словно и не было ее вовсе. — Почему ты сделал это? — спросил молодой ангел. — Вещи часто не такие, какими они кажутся, — ответил старый ангел. Поутру ангелы покинули богатый дом и отправились в свой путь. Поздним вечером они набрели на бедную хижину. Хозяева встретили путников гостеприимно, разделили с ними свой небогатый ужин и предложили им свою постель, а сами легли на полу. Утром ангелы увидели хозяина и его жену плачущими во дворе дома. 144 Единственная корова, молоко которой было основным источником дохода этой семьи, минувшей ночью умерла. — Помоги им, — обратился молодой ангел к старому. — Я больше не в силах сделать что-то, — ответил тот. — Но почему ты так поступаешь? — возмутился молодой ангел. — В доме богатого, но негостеприимного хозяина ты заделал дыру в стене и спас таким образом их дом от разрушения, а в доме гостеприимного, но бедного хозяина ты допустил смерть их единственной коровы! Почему? — Вещи часто не такие, какими они кажутся, — ответил старый ангел. — В подвале богатого дома в стене был скрыт древний клад с золотом. Я это понял. Когда в стене появилась дыра, я увидел это золото. Но хозяин дома был недостоин этого золота, и я заделал ту дыру так, чтобы клад не был найден. А минувшей ночью в этот бедный дом за женой хозяина пришел ангел смерти. Я отдал ему корову. ТЕХНИКА «ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ» В завершении книги мне хотелось бы поместить одну из психологических техник — Технику «Логические уровни восприятия», которая, как вам покажется (и это будет в значительной степени верно), выбивается из общего контекста книги. Но тем не менее техника эта может стать неоценимым средством (орудием) в руках психолога как при работе с тренинговой группой, так и при проведении консультирования. Выражением сущности человека является его система ценностей и убеждений. Убеждения и ценности выражаются через возможности и способности. С помощью своего поведения человек реагирует на окружение. Окружение должно формировать поведение, а поведение реализуется через способности и возможности. Если изменяется окружение, 145 изменяется частично и поведение, меняются убеждения, ценности и сущность. Все эти логические уровни можно представить в виде пирамиды (рис. 8). На каждом уровне решаются свои вопросы.
Рис. 8 1-й уровень — клиент рассказывает об окружении, отвечая на вопросы: «Кто?», «Где?», «Когда?». 2-й уровень — клиент рассказывает, как он ведет себя в этом окружении, как хотел бы изменить его, что он делает в этом окружении. 3-й уровень — выясняется, какие способности и возможности клиента были реализованы в этом окружении и какие не были реализованы. 4-й уровень — решается, что важно клиенту для понимания себя и других, какие ценности он хочет получить и каким образом реализоваться. 5-й уровень — клиент отвечает на вопросы: «Кто я?», «Зачем я здесь?». 6-й уровень — клиент выстраивает образ идеального «Я». 146 Проблема чаще всего состоит в конфликте между внутренним миром человека и его окружением (сущностью и окружением). Одно дело, если это конфликт на уровне возможностей, другое — если на уровне убеждений. Проблема на уровне поведения менее серьезна, чем на других уровнях, расположенных ближе к вершине пирамиды. Во время консультации очень много времени уходит на выяснение проблемы. С каждым посещением клиента логический уровень уточняется, и проблема может меняться. С логическими уровнями восприятия можно работать следующим образом. Психолог просит клиента разложить на полу карточки (рис. 9). Окружение Поведение Способности Возможности
Идеал Сущность Убеждения Ценности Рис. 9 Затем психолог предлагает клиенту совершить путешествие по этим уровням, начиная с уровня окружения. На каждом уровне психолог задает клиенту соответствующие вопросы (см. выше), и тот отвечает на них. Когда клиент доходит до уровня «Идеал», обязательно следует спросить, как он себя чувствует. Затем психолог предлагает клиенту обернуться назад и посмотреть на пройденный путь. После этого происходит последовательное возвращение назад, с описанием при этом изменений, которые произошли и/или происходят с клиентом. Завершив путешествие, можно задать клиенту вопрос о том, какие изменения должны произойти в ближайшее время. 147 Вот и подошли к концу наши упражнения. Быть может, у вас возник вопрос: «Для чего нужны все эти упражнения?». Прочитайте следующую мини-притчу.
|