![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пиктограмма.
Используется в норме от 11 лет. · Цель: изучить особенности опосредованного запоминания. · Оборудование: список слов и словосочетаний (12-18 слов и словосочетаний), карандаш и бумага. · Инструкция: «Сейчас будет зачитан для запоминания перечень слов и словосочетаний, чтобы Вы запомнили эти слова, нужно сделать в качестве «узелка на память» то или иное изображение. Нельзя писать слова, буквы. Качество рисунка не имеет значения». Через час испытуемого спрашивают вразбивку. · Анализ. √ Для умственной неполноценности характерно стремление к наиболее полному рисунку. Такие слова, как справедливость, развитие, власть, ожидание, трудны для описания. √ Для эпилептиков и перенёсших энцефалит характерна склонность к излишнему описанию. Они могут возвращаться к уже нарисованному. √ Важный критерий оценки – адекватность ассоциации. Для шизофрении характерны вычурность, громоздкость, неразумность рисунков и объяснений, отсутствие содержания, могут быть палочки, галочки, чёрточки, геометрические фигурки. √ Нейтральные и обобщенные рисунки говорят об отгороженности и интровертированности испытуемого. √ Если 10 слов запоминаются плохо, а пиктограммы хорошо, то это может свидетельствовать об органической слабости памяти.
· Примерный список слов: Праздник Мысль Дружба Сердитая учительница Беззубый дед Ожидание Ум Болезнь Власть Война Счастье Девочке холодно Беспорядок Любимая книжка
Пиктограмма Ф.И.О._____________________________ Дата исследования______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка_______________
Опосредованное запоминание. · Цель: изучить возможность использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов. Этап. Методика Занкова Л. В. · Технина проведения: Ребёнку предлагается запомнить 5 слов: свет обед лес игра учёба Предъявляются картинки: лампа хлеб дерево кукла книга корова · Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» я дам картинку «кукла», потому что кукла нужна для игры. · Ход исследования: при предъявлении картинки к слову следует спрашивать испытуемого о том, какая здесь связь. При затруднении оказывается помощь. · Типы помощи: 1. Стимулировать словом (подумай, чем эта картинка напоминает тебе свет?) 2. Наводящий вопрос (что нужно для обеда?) 3. Экспериментатор сам устанавливает связь между картинкой и словом. Последовательно предъявляя картинки, экспериментатор спрашивает: «Какое слово тебе напоминает эта картинка?».
Этап. Методика Леонтьева А. Н. · Оборудование: 9 картинок, 5 слов. · Техника проведения: раскладываются 9 картинок в ряд. Картинки: молоток Слова: ночь полотенце дорога стакан праздник окно работа кровать молоко поле телеграфный столб рубашка · Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову» Требуется объяснение каждой установленной связи. Понравилось ли тебе задание? Как ты себя чувствуешь? А затем, последовательно предъявляя ребенку отобранные картинки, его просят воспроизвести заданные слова. Если нет переноса на третью пару, то исследование прекращается. · Анализ. √ Имбецильность: опосредованное запоминание невозможно. √ Дебильность: справляется с первым этапом, но при помощи наводящих вопросов. √ Эпилептическая деменция: опосредованное запоминание возможно, когда зрительный образ конкретен и близок к запоминаемому слову (свет-лампа). В случае, когда связь более абстрактная, запоминание не осуществляется. √ ЗПР: первый этап не вызывает затруднений, второй выполняет с помощью учителя (экспериментатора). Более простые пары подбирают самостоятельно. Установление более абстрактных связей без обучающей помощи мало доступно. Наиболее трудными являются слова «праздник», «работа», «дорога». √ Со значительными речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями методика мало диагностична. √ Для нормы вариант Леонтьева доступен без обучающей помощи.
|