![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Массовые нагрузки
Появление массовых нагрузок обусловлено тем, что каждый элемент ГТД обладает массой и массовым моментом инерции. Изменение величины и направления скорости движения элемента приводит к возникновению инерционных сил и моментов, относящихся к массовым нагрузкам. К массовой силе относится и сила тяжести, ее направление определяется положением воздушного судна относительно земли. При эволюциях воздушного судна в полете, его разгоне и торможении, взлете и посадке, возникают инерционные силы, имеющие в общем случае осевую и поперечные составляющие в двух взаимноперпендикулярных направлениях. Инерционные силы направлены в сторону, противоположную соответствующей составляющей ускорения. В общем случае массовые силы P i определяются следующим образом:
где m – масса рассматриваемого узла, Модуль массовой силы может быть определен по формуле:
где g – ускорение свободного падения (в системе СИ g ≈ 9, 81 м/с2); n э – коэффициент эксплуатационной перегрузки ( Массовые силы приводят к возникновению изгибающих моментов, действующих на элементы ГТД. Так, например, сила тяжести (вес) вызывает появление изгибающих моментов в роторах и корпусах двигателей. При выполнении воздушным судном в полете эволюций, связанных с его вращением относительно центра масс помимо инерционных сил возникает гироскопический момент
где J p – массовый полярный момент инерции ротора двигателя, вращающегося с угловой скоростью
В соответствии с правилом Н. Е. Жуковского, гироскопический момент действует на вращающийся ротор таким образом, что стремится кратчайшим путем совместить вектор В ТВД наибольших значений достигает гироскопический момент, создаваемый винтом, так как его массовый полярный момент инерции в 30…100 раз превосходит момент инерции ротора турбокомпрессора двигателя, в то время как угловая скорость вращения винта меньше угловой скорости вращения ротора турбокомпрессора лишь в ~ 10 раз. Гироскопический момент вызывает изгиб ротора в соответствующей плоскости. При расчетах ротора на прочность суммируют изгибающий момент, обусловленный инерционными силами (т.е. в конечном итоге – поступательным движением воздушного судна с ускорением), с гироскопическим моментом с учетом направления их действия. Важным видом массовых сил являются центробежные силы P ц, возникающие во всех вращающихся деталях двигателя. К вращающейся рабочей лопатке турбокомпрессора приложена центробежная сила, величина которой может быть определена с помощью формулы
где ma – масса лопатки; r цм – расстояние от оси вращения до центра масс лопатки;
В случае идеально уравновешенного ротора центробежные силы, действующие на его элементы, являются внутренними и не передаются на опоры. Однако, из – за невозможности идеально отбалансировать ротор в процессе его изготовления во вращающемся роторе возникают неуравновешенные силы и моменты. Неуравновешенную силу P H оценивают с помощью формулы:
где В процессе сборки двигателя и особенно – в условиях эксплуатации величина дисбаланса ротора может выйти далеко за пределы указанного диапазона дисбалансов. Наибольшую опасность представляет динамический характер действия неуравновешенных сил и моментов, так как их векторы вращаются с угловой скоростью вращения ротора двигателя.
|