Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструкция узла поворота крыла изменяемой геометрии
Наиболее ответственной частью конструкции крыла изменяемой геометрии является узел поворота. Он должен обеспечить передачу всех нагрузок с поворотной части крыла во всем диапазоне изменения ее углов стреловидности. Узел поворота должен вписываться в обводы крыла Узел поворота может быть выполнен по схеме с ползунами (рис. 5.65, а) и по схеме вильчатого соединения с одной проушиной (рис. 5.65, б) или с двумя проушинами (рис. 5.65, в). Рис. 5.65. Схемы узлов поворота крыла изменяемой геометрии Каждая из этих схем имеет свои достоинства и свои недостатки. Схема с ползунами, перемещающимися в направляющих, позволяет разместить узел поворота в тонком крыле, упрощает передачу сил с крыла на центроплан, обеспечивая несколько путей передачи нагрузок. К недостаткам следует отнести меньшую, чем в других схемах, жесткость, значительный объем, занимаемый в центроплане узлом поворота, необходимость усиления конструкции в местах крепления направляющих. Достоинствами схем с вильчатым соединением являются относительная простота конструкции, небольшой объем и несколько меньшая масса. Несмотря на необходимость некоторого утолщения крыла в месте установки шарнира и относительно большие нагрузки в его подшипниках, эти схемы нашли наибольшее распространение. Схему с одной проушиной целесообразно применять на крыльях с малой строительной высотой, а схему В схемах с двумя проушинами целесообразно верхнюю и нижнюю проушины разместить так, чтобы их плоскости пересекались по линии, на которой лежит осредненный центр давления поворотной части крыла (рис. 5.66). В этом случае момент воспринимается как бы ферменной конструкцией, благодаря чему уменьшаются поперечные нагрузки на проушины. При изменении угла стреловидности происходит и изменение наклона плоскости поворотной части крыла. Для компенсации этого наклона в узле должны быть установлены сферические подшипники.
Рис. 5.66. Схема шарнирного вильчатого соединения с двумя проушинами, плоскости которых пересекаются Из схем с вильчатым соединением чаще применяется схема с одной проушиной. Конструктивная схема такого узла показана на рис. 5.67. В проушине центроплана 1 устанавливаются подшипники 4 и 3. Ухо поворотной части крыла 6 соединяется с проушиной 2 валом 7, который жестко фиксируется в ухе 6 штифтом 9, что обеспечивает поворот консоли крыла вместе с валом в подшипниках. Затем устанавливается стяжной болт 8 с верхним фланцем 5. Стяжной болт своим растяжением передает часть нагрузки с верхней проушины центроплана на нижнюю (при отрицательных перегрузках – с нижней на верхнюю). Рис. 5.67. Конструктивная схема узла поворота Схема нагружения узла поворота показана ни рис. 5.68. На поворотную часть крыла действуют приложенные примерно в центре давления нормальная к плоскости хорд крыла сила Ру и в плоскости хорд сила Рх (эти силы представляют собой результирующие от распределенных аэродинамических нагрузок, нагрузок от массы конструкции поворотной части крыла и расположенных на этой части крыла грузов). От силы Ру в узле поворота будет действовать момент M = Py lи поперечная сила Qy, а от силы Рх – момент My = Pxl1
Рис. 5.68. Схема нагружения узла поворота
Момент Му воспринимается усилием в силовом приводе управления поворотом крыла, равным Это усилие нагрузит узел поворота Силы Qх От момента М в элементах проушины возникнут силы а в элементах уха – силы На рис. 5.68, б показаны силы, действующие на нижний элемент проушины центроплана. Затем находится результирующая этих сил. Эта сила на вал узла передается распределенным усилием (см. рис. 5.68, в). Аналогичным образом находятся результирующие силы, действующие на элементы уха поворотной части крыла и распределенные усилия Затем строятся эпюры перерезывающих сил и изгибающих моментов по валу, по которым и определяется его сечение. Сила Qу с поворотной части крыла передается ухом на верхний элемент проушины центроплана, а затем через стяжной болт и на нижний элемент. Определить силу, действующую на нижний элемент проушины центроплана, можно расчетом статически неопределимой системы, включающей элементы вилки, их связи и условия описания. Проектировочный расчет элементов проушины центроплана и уха поворотной части проводится аналогично расчету стыковых узлов крыла.
|