Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура научного знания с точки зрения предметного единства






Также наука должна быть рассмотрена в содержательном аспек­те, с точки зрения предметного единства. Поскольку окружающий нас мир может быть разделен на три сферы — природу, общество и человека, науки также делятся на т р и группы: 1) естествознание (наука о природе), 2) обществознание (наука о видах и формах об­щественной жизни) и 3) гуманитарное знание, изучающее человека как мыслящее существо. Каждая из них, в свою очередь, представ­ляет сложный комплекс множества взаимодействующих между со­бой самостоятельных наук.

Так, в естествознание, предметом которого является природа как единое целое, входят физика, химия, биология, науки о Земле, астрономия, космология и т.д., в обществознание — экономические науки, право, социология, политические науки. Среди гуманитар­ных наук необходимо выделить психологию, логику, культуроло­гию, языкознание, искусствоведение и др. Особое место в нашей схеме занимает математика, которая вопреки широко распростра­ненному заблуждению не является частью естествознания. Это междисциплинарная наука, которая используется как естественны-


ми, так общественными и гуманитарными науками. Очень часто математику называют универсальным языком науки, цементом, скрепляющим ее здание. Особое место математики определяется предметом ее исследования. Математика — наука о количественных отношениях действительности (все остальные науки имеют своим предметом какую-либо качественную сторону действительности), она имеет более общий, абстрактный характер, чем все остальные науки, ей все равно, что считать.

1.5. Научная картина мира

В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность ре­зультатов познавательной деятельности человека образует опреде­ленную модель, или картину мира. В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых раз­нообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим ви­дением мира и специфическим его объяснением. Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная картина ми­ра, которая включает в себя важнейшие достижения науки, соз­дающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная кар­тина мира не является совокупностью всех знаний человека об объ­ективном мире, она представляет собой целостную систему пред­ставлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.

По своей сути научная картина мира — это особая форма систе­матизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира су­ществует как сложная структура, включаюшая в себя в качестве со­ставных частей общенаучную картину мира и картины мира от­дельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные спо­собы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и про­цессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

Тюменская государственная

академия культуры, ий^кств

и социальных технологий

Научная библиотека

Абонемент учебной, научной и художественной литературы


Основой современной научной картины мира являются фунда­ментальные знания, полученные, прежде всего, в области физики. Однако в последние десятилетия прошлого века все больше утвер­ждалось мнение, что в современной научной картине мира лиди­рующее положение занимает биология. Это выражается в усилении влияния, которое оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают универсальный характер и становятся фундаментальными принци­пами других наук. В частности, в современной науке такой универ­сальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

Понятие научной картины мира — одно из основополагающих в естествознании. На протяжении своей истории оно прошло не­сколько этапов развития и, соответственно, формирования научных картин мира по мере доминирования какой-либо отдельной науки или отрасли наук, опирающейся на новую теоретическую, методо­логическую и аксиологическую систему взглядов, принятых в каче­стве основания для решения научных задач. Подобная система на­учных взглядов и установок, разделяемая преобладающим боль­шинством ученых, называется научной парадигмой.

Применительно к науке термин «парадигма» в самом общем понимании означает совокупность идей, теорий, методов, концеп­ций и образцов решения различных научных проблем. Можно ска­зать, что парадигма отвечает на несколько важнейших вопросов: «Что изучать?», «Как изучать?», «Какими методами?». В науковеде­нии принято рассматривать парадигмы в двух аспектах: эпистемо­логическом (теоретике-познавательном) и социальном. В эпистемо­логическом плане парадигма представляет собой совокупность фун­даментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном отношении парадигма определяет целостность и границы научного со­общества, разделяющего ее (парадигмы) основные положения.

На уровне парадигмы формируются основные нормы отграни­чения научного знания от ненаучного. В период господства в науке какой-либо парадигмы происходит относительно спокойное разви­тие науки, но с течением времени оно сменяется формированием новой парадигмы, которая утверждается посредством научной рево­люции, т.е. переходом на новую систему научных ценностей и ми­ропонимания. Смена парадигмы приводит к смене стандартов на­учности. Философское понятие парадигмы является продуктивным при описании базовых теоретико-методологических основ научного изучения мира и часто используется в практике современной науки и разработке новых концепций в естествознании.


Литература для самостоятельного изучения

1. Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. Учебник. М, 1998.

2. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

3. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методоло­
гические аспекты взаимодействия. Л., 1990.

4. Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

5. Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспект.
М„ 1993.

6. Основы науковедения. М., 1985.

7. Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М., 1985.

8. Стенин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культу­
ре техногенной цивилизации. М.. 1994.

9. Степан B.C. Философия науки. М., 2003.

10. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М 1996.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал