Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торговля и базары по воскресеньям и в праздники
Для одних здесь видим опять полное будничное дело, у других только будничную суетливость, а со стороны всех—оскорбление Богу и обиду св. Церкви. Так, торгующие в магазинах, лавках, в рынках, на перекрестках улиц, на базарах или торжках, для которых нарочито и приезжают за несколько верст, —решительно ничем не отличают для себя праздника от будней. Мы сказали, что в праздник должно быть для каждого занятие противоположное будничному: а для них не то же ли всё дело в праздничный день, что и в будни? Разница разве та лишь, что в будни они меньше суетятся, так как тогда меньше бывает у них покупателей. И не довольно ли им было шести дней, чтоб продавать, как и каждому ремесленнику или крестьянину в продолжение недели работать? Думают успокоить себя в нарушении праздничного дня бытностью у ранней обедни, прежде которой и не выходят в лавки. Но здесь уплачивается ими празднику только часть долга, именно—молитвою, а не весь долг. Чтение же духовной книги, богомыслие же, беседа о спасении души, тем более посещение кого либо по чувству милосердия и с целью сделать благотворительное дело, —разве совместимы с магазином или лавкою? Еще иногда на сей раз бывает и такое важное опущение: не слушают проповеди, которая произносится каждый раз за позднею, а не за раннею обеднею; потому что те пастыри, которые имеют ревность проповедовать слово Божие и дар проповедания, — тепочему либо не могут служить ранних обеден, а служат поздние. Но торгующие в мелочных лавках даже не успевают быть в праздник и у ранней обедни, тем более—у поздней: как так в праздник у них больше покупателей, то они и не помнят, когда же были у божественной службы! — Говорят, обыкновенно, торгующие по праздникам к оправданию себя: «я пожалуй готов не торговать в воскресенье; но мой сосед и многие другие не попустятся торговли: не должен ли я буду терпеть убытка»? Прекратить праздничную торговлю нужно с едино-душного согласия: начало же этого истинно-христианского дела должны положить своим убеждением и примером почтенные по летам купцы, а на начинающего в настоящем случае Бог, с своим благословением. Впрочем для заповеди Божией и ради тех приобретений, который доставит душе полный покой воскресного дня, но которые невозможны при торговле воскресной, еще в виду того, что есть и теперь не открывающее по христианскому благочестию своих магазинов и лавок в праздник, — по силе всех этих побуждений христианин лучше должен лишиться и выгод, чем продолжать праздничную торговлю. Что же до общего интереса от торговли по праздникам, то он пострадать не может: покупатели придут в будни, коли не у кого им в праздник покупать, и цены на товар как ради праздника не могут повыситься, так и в простые дни не должны же упасть. Вот евреи дружно же удерживаются от торговли в свою субботу: а слышно ли, чтоб они терпели чрез это убытки? Во всяком случае продающий в праздники более виновен, чем покупающий. Не будь тогда открытых магазинов и лавок: покупатели поневоле отложили бы свои покупки до следующего дня; по примеру же купца, который вместо лавки идет к обедне, и они может быть пошли бы в церковь помолиться. О, какое же это оскорбление Господних праздников—торговля в праздники! (За границей, некоторые не православные на сей раз нас превзошли: у них—как например, в Англии—в праздники тишина). А что сказать о воскресных базарах? Вот это уже разорители церковных собраний, похитители душ у церкви Божией! Базары бывают не после обедни или в послеобеденное время, а с утра. И что же тогда выходит? Bсе домохозяева идут на площадь базарную и там теснятся, суетятся, шумят, иные успевают напиться вина, допускают спор, ссоры, сквернословия: а в храм Божием совершается бескровная жертва, поется песнь: «всякое ныне житейское отложим попечение», —песнь, которая в иное время (например, летом) и в ином листе (как в селе) часто достигает и до слуха торгующих на рынке; а храм Божий почти пусть, оставлен всеми, как оставляют посетить отца неблагодарные дети: в нем старые да малые. И все это не изредка бывает, но повторяется каждый раз, где удерживается воскресный базар. (Говорят, что с закрытием воскресных рынков еще меньше будут в сельских приходах посещать церковь и жертвовать в пользу церкви; потому что из деревень одновременно-де приезжают и на рынок и в церковь. Но уменьшение посетителей можно предполагать только на первое время, пока не привыкнуть трогаться из деревень собственно для бытности в церкви, следов, без примеси корыстных и житейских целей, по чистому усердию. Это— раз.—Посещают церковь во время воскресных базаров не столько богомольцы, сколько вкладчики своих лепт в церковную казну после успешной своей торговли. Но для Церкви гораздо дороже сами эти вкладчики, их души молящиеся и слушающие проповедь слова Божия, чем лепты их. Это второе и вполне уже верное). Рассуждают: «безобразные принадлежности базара, как нетрезвость, ругательства и сквернословия, и в будни будут так же, как в воскресенье». Все же тогда они менее виновны; потому что ими будут оскорблены не светлые дни праздника, а будни: но и это шаг для улучшения народной нравственности. Да притом они, естественно, уменьшатся; потому что в воскресенье не куда спешить приезжим с рынка, и оттого-то иные, оставаясь в рынке, предаются нетрезвости и разгулу: а в будни, а в рабочие дни, как особенно в летнюю пору, каждый торопится покончить на базаре свое дело, чтоб не терять рабочего времени. Но виновны и покупатели, когда идут купить в праздник. К ним можем мы уместно обратиться с евангельскими словами: «шесть дней есть, в няже достоин делати» вообще: «в тыя убо приходящее» (Лк.13, 42) покупайте, сколько хотите. В воскресный же день позволяется покупка (равно как и продажа) только самого насущного, т. е. что пить и есть, — и то опять не с запасом на целую неделю, а на содержание одного дня, словом—чем меньше, тем лучше; потому что и манна в ветхом завете не сходила же по субботам, а падала с избытком на кануне (Лев.16, 25). Но для чего же делать в праздник большие покупки самых съестных припасов, тем более таких предметов, которые требуются не сейчас, а на дальнее будущее время, как одежда? для чего же собственно например, приноравливать к воскресному, дню задуманные покупки и проводить целый день в путешествиях из лавки в лавку? Не потому ли только это, что в воскресенье больше досуга? Но в досуг воскресный не следует вторгаться с этими делами, потому, что они будничные; —потому что в случае приглашения праздничных покупателей к чтению духовной книги или к другому духовному занятию услышится же от них обратный ответ: «нам недосужно; надобно пойти в лавки». (Говоря против праздничной продажи и купли, мы однако исключаем здесь дни срочной и обширной ярмарки, а также те немногие города—Москву например, в которых обширная торговля равняется всегдашней ярмарке: сюда со всех концов государства собираются для купли и продажи и отсюда каждый спешит возвратиться домой. Это иное дело. К торговле праздничной в таком случай применимо то же, что мы сказали о путешествии в праздничный день. Но и здесь усердию торгующих предоставляется не рано открывать свои магазины и лавки).—Ты, послушный сын Церкви! не льстись ни на продажу, ни на покупки в праздничные дни, чтобы не запятнать грехом и не лишить прочности ни того, что было бы продано тобой, ни тех вещей, которые были бы куплены тобой в праздник.
|