Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реконструкция московского Кремля в конце XV- начале XVI вв.Стр 1 из 3Следующая ⇒
В конце XV в. развернулись грандиозные по размаху работы по перестройке Московского Кремля: ● Начаты они были с возведения в 1475-1479 гг. Аристотелем Фиораванти нового Успенского собора. По его возведении центр Москвы изменился: крупномасштабный в сравнении со старыми церквями собор преобладал в панораме города. ● в 1485 г. начались работы по перестройке кремлевских стен. Первой была заложена Чешкова, или Тайницкая башня прямо напротив Успенского собора. Затем была возведена южная стена, фланкированная круглыми Свибловой и Беклемишевской башнями, отстоявшими на равных расстояниях от того же собора.(стена в основном совпала с линией укреплений белокаменного кремля Дмитрия Донского). Далее приступили к возведению стен и башен с восточной стороны Кремля, там, где к нему примыкал Великий посад. С этой стороны территория Кремля была несколько расширена (в районе Собакиной и Никольской башен), однако главные Фроловские, позже Спасские, ворота остались на прежнем месте. Закончилось строительство нового Кремля в 1492-1495 гг. возведением северо-западной стены вдоль русла Неглинной. ● Московский Кремль стал мощной крепостью, имевшей треугольный план. Со всех трех сторон Кремль был окружен водой. От проездных башен Кремля через Алевизов ров и Неглинную были перекинуты мосты, причем самый большой каменный мост перед Троицкими воротами получил дополнительное укрепление в виде Кутафьей башни. Была расчищена от застройки широкая (в 110 саженей) полоса вокруг всего Кремля-эспланада, благодаря которой Кремль сильно выделился в городе и приобрел большую композиционную завершенность. Расчистка пространства вокруг Кремля послужила началом формирования будущей Красной площади-главной торговой площади московского посада. ● На противоположном берегу Москвы-реки, напротив Кремля, в 1495 г. был разбит государев сад. ● В планировке Кремля заметную роль стали играть элементы регулярности, проявлявшиеся в: - прямолинейности отдельных отрезков стен, - систематичности расстановки башен. С каждой из своих трех сторон Кремль имел первоначально по трое ворот, а всего по семь башен, включая угловые. ((В целом Московский Кремль ассоциировался в то время с образом Константинополя (который также имел треугольную схему плана) и явился как бы его идеализированной, уменьшенной более чем в 50 раз моделью.)) ● в конце XV-начале XVI вв. под руководством Марка Фрязина, Пьетро Антонио Соляри, Алевиза проводились работы по возведению нового великокняжеского дворца и связанного с ним целого ряда каменных палат. П-образный в плане подклет был объединяющим началом в композиции дворца, в центре внутреннего двора которого стояла церковь Спаса на Бору, оставшаяся от великокняжеского монастыря. С запада, со стороны въезда, двор был ограничен каменной стеной с Золотыми (позже Гербовыми) воротами. С юга дворцовый комплекс в целом был огражден стеной, прошедшей по бровке от Боровицких ворот (заложена в 1499 г.). Большая (позже названная Грановитой) палата среди прочих в большей степени выделялась постановкой на Соборной площади со стороны главного подхода к великокняжеской резиденции. Именно к ее южной стене примкнуло парадное «Красное крыльцо». ● В те же 80-е годы XV в псковскими мастерами возводился Благовещенский собор, примыкавший к подклету дворца. Этот храм был сооружен на основе старого, относившегося к началу XV в. ● Меньшего размера, нежели Благовещенский собор, была возведена церковь Ризоположения у западного входа в Успенский собор теми же псковскими мастерами. ● Перестройка Архангельского собора и церкви Ивана Лествичника велась одновременно с 1505 по 1508 г. Первый перестраивался венецианским мастером Алевизом Новым. Он получил крупные габаритные размеры, близкие Успенскому собору и Грановитой палате.Во второй половине XVI в, Архангельский собор также был окружен арочной галереей, что еще в большей степени способствовало единству всего ансамбля. Церковь Ивана Лествичника имела необычную форму и символичную башнеобразную постройки, которая выражала идею централизации Русского государства. В XVI в. на этой церкви-звоннице помещались колокола, свозившиеся в Москву из присоединенных городов. Первоначальная церковь Ивана Лествичника была ниже существующей постройки, но также трехъярусной.Размещена она была в центре Московского Кремля почти на равных расстояниях от Фроловских и Троицких, а также Боровицких и Никольских ворот. На нее были ориентированы и основные кремлевские улицы, шедшие от Фроловских и Никольских ворот, которые в те же годы подверглись некоторому выравниванию и расширению. ● В конце XV- начале XVI вв. была произведена перестройка и многих других кремлевских церквей, которые образовали иерархическую систему во главе с Успенским собором. Вторым по значению был Архангельский, третьим-Благовещенский, а также соборы Спаса на Бору и Чуда Михаила Архангела, на четвертом месте были церкви Рождества на Сенях, Иоанна Предтечи и, наконец, на пятом-церковь Ризоположения. Постепенное наращивание величин храмов дополнялось разномасштабностью подобных по формам церковных глав, которые в совокупности создавали совершенный силуэт всего ансамбля. ● В центральном ансамбле Кремля появились элементы рационализма, что сказалось в архитектонике и членениях главных сооружений, в привязке их карнизов друг к другу, а также в самой его пространственной организации. Вместо пространственных зон вокруг самостоятельных архитектурных объемов здесь возникла единая Соборная площадь. Пространство Соборной площади в направлении север-юг было уравновешено близкими по величине и архитектурному масштабу объемами Успенского и Архангельского соборов, а в направлении запад - восток аналогичную роль сыграли контрастные, но столь же крупномасштабные объемы Грановитой палаты и Ивановского столпа с пристроенной к нему в 30-е годы XVI в. архит. Петроком Малым церковью-звонницей Воскресения. После того как была осуществлена эта пристройка к «столпу» Ивана Лествичника, Соборная площадь приобрела относительно замкнутый характер. Однако в целом композиция ансамбля Московского Кремля базировалась на традиционных принципах иерархии и подобия. Московский Кремль в начале XVI в. План 1-Успенский собор, к югу от него Соборная площадь; 2-великокняжеский дворец; 3- Чудов монастырь; 4 - Вознесенский монастырь; ворота: а-Тайницкие; б - Константино-Еленинские; в-Фроловские; г-Никольские; д-Троицкие; е-Боровицкие; угловые башни; ж-Свиблова; з - Беклемишевская; и-Собакина
Соборная площадь XVI в. План 1 - Успенский собор; 2 - Грановитая палата с Красным крыльцом у ее южной стены; 3- Средняя Золотая палата; 4- Благовещенский собор; 5- церковь Ризоположения; 6- Архангельский собор; 7-церковь Иоанна Лествичника; 8-церковь- звонница Воскресения (Рождества)
|