Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль храма Василия Блаженного в ансамбле Красной площади в Москве.
Храм Покрова (Василия Блаженного)был воздвигнут у главных кремлевских Фроловских (Спасских) ворот в 1555-1561 гг. Храм Покрова «на рву» создавался как памятник покорения Казани. Однако, этот храм - практически целый ансамбль в миниатюре, идеализированное подобием всего Московского Кремля. В его архитектурных формах запечатлен собирательный образ русского города, что видно в чертах не только церковного, но и жилого и крепостного зодчества. В Покровском соборе в общем силуэте, так и в архитектурных деталях проявились иерархия и подобие(Традиционные принципы построения древнерусских ансамблей).Очевидно, идея центричности и регулярности играла руководящую роль в творчестве зодчих. Избранная схема плана собора— два пересекающихся под углом 45° квадрата, широко использовалась мастерами Возрождения в их проектах не только идеальных храмов, но и городов. Значение в ансамбле всей Москвы: храм создавался как главное здание города, он был размещен в геометрическом центре Москвы середины XVI в. на ее главной площади. Именно сюда, на Красную площадь, в это время был перенесен центр города. Расположение Покровского собора не в Кремле, а на посаде, определялось политической программой Ивана Грозного, делавшего ставку на посадских людей и провозглашавшего идею «единения царя и народа». Можно сказать, что именно эта идея была одной из основных при создании Покровского собора. При этом он тяготел к Кремлю и создавал между ним и Китай-городом архитектурно-пространственную связь. Главные композиционные оси Покровского собора не были связаны с его непосредственным окружением, они апеллировали к большому пространству, ко всему городу. Сама центричная композиция храма находила определенное соответствие в радиальном плане Москвы, сложившемся к середине XVI в. Покровский собор 1555-1561г., зодчие Барма и Постник. Западный фасад и план План 1900х
Планы Москвы XVI-XVII вв. план Герберштейна, 1575 «Петров чертеж» около 1597
«Сигизмундов план» (1610). План М. Мериана (1638).
План А. Мейерберга 1661 План Исаака Массы, 1606г План Мичурина, 1739г(для сравнения) К концу XVI в. Москва получила четыре пояса укреплений: Кремль, Китай-город, Белый город и Скородум, которые помимо оборонительного значения играли определяющую роль в архитектурно-пространственной структуре города. Они разделяли городскую территорию на ряд обособленных районов, находившихся в строго иерархическом соподчинении по отношению друг к другу. Эти пояса указаны на картах. Достаточно наглядное представление о Москве конца XVI-XVII вв. дают дошедшие до нас ее первые обмерные, хотя еще весьма условные, аксонометрические планы. На Петровом чертеже четко читается кругообразная форма плана Москвы и все пояса ее укреплений. Наиболее подробно изображена застройка Кремля. На плане Мейерберга, город изображен в привычном ракурсе, как и на большинстве других планов XVII в. Наибольший интерес на этом плане представляют четко обозначенные кольцевые улицы. Планы показывает, что в данную эпоху главное внимание по прежнему сосредоточивалось на отдельных архитектурных объемах или усадьбах, тогда как городские пространства, площади и улицы являлись как бы производными и имели живописные очертания. Планы отличаются «картинным» изображением.
|