Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль храма Василия Блаженного в ансамбле Красной площади в Москве.






Храм Покрова (Васи­лия Блаженного)был воздвигнут у главных кремлевских Фроловских (Спасских) во­рот в 1555-1561 гг.

Храм Покрова «на рву» создавался как памятник покорения Казани. Однако, этот храм - практически целый ан­самбль в миниатюре, идеализиро­ванное подобием всего Московского Кремля. В его архитектурных формах запечатлен собирательный образ русского города, что видно в чертах не только церковного, но и жило­го и крепостного зодчества.

В По­кровском соборе в об­щем силуэте, так и в архитектурных де­талях проявились иерархия и подобие(Традиционные принципы построе­ния древнерусских ансамблей).Очевидно, идея центричности и регу­лярности играла руководящую роль в творчестве зодчих. Избранная схема плана собора— два пересекающихся под углом 45° квадрата, широко использовалась ма­стерами Возрождения в их проектах не только идеальных храмов, но и городов.

Значение в ансамбле всей Москвы: храм создавался как глав­ное здание города, он был размещен в геометрическом центре Москвы сере­дины XVI в. на ее главной площади. Именно сюда, на Красную площадь, в это время был перенесен центр города. Расположение Покровского собора не в Кремле, а на по­саде, определялось политической про­граммой Ивана Грозного, делавшего ставку на посадских людей и провозгла­шавшего идею «единения царя и наро­да». Можно сказать, что именно эта идея была одной из основных при создании Покровского собора. При этом он тяго­тел к Кремлю и создавал между ним и Китай-городом архитектурно-про­странственную связь. Главные композиционные оси Покровского собора не бы­ли связаны с его непосредственным окружением, они апеллировали к боль­шому пространству, ко всему городу. Сама центричная композиция храма на­ходила определенное соответствие в ра­диальном плане Москвы, сложившемся к середине XVI в.

Покровский собор 1555-1561г., зодчие Барма и Постник. Западный фасад и план

 

План 1900х

 


Планы Москвы XVI-XVII вв.

план Герберштейна, 1575

«Петров чертеж» около 1597

 

«Сигизмундов план» (1610).

План М. Мериана (1638).

 

План А. Мейерберга 1661

План Исаака Массы, 1606г

План Мичурина, 1739г(для сравнения)

К концу XVI в. Мо­сква получила четыре пояса укреплений: Кремль, Китай-город, Белый город и Скородум, которые помимо оборони­тельного значения играли определяю­щую роль в архитектурно-простран­ственной структуре города. Они разде­ляли городскую территорию на ряд обособленных районов, находившихся в строго иерархическом соподчинении по отношению друг к другу. Эти пояса указаны на картах.

Достаточно наглядное представле­ние о Москве конца XVI-XVII вв. дают дошедшие до нас ее первые обмерные, хотя еще весьма условные, аксонометри­ческие планы.

На Петровом чертеже четко читается кругообразная форма плана Москвы и все пояса ее укреплений. Наиболее подробно изображена за­стройка Кремля.

На плане Мейерберга, город изображен в привычном ракурсе, как и на большин­стве других планов XVII в. Наибольший интерес на этом плане представляют четко обозначенные кольцевые улицы.

Планы показывает, что в данную эпоху главное внимание по прежнему сосредоточивалось на от­дельных архитектурных объемах или усадьбах, тогда как городские простран­ства, площади и улицы являлись как бы производными и имели живописные очертания. Планы отличаются «картинным» изображением.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал