![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сертификация систем качества⇐ ПредыдущаяСтр 113 из 113
Сертификация систем качества может проводиться как в рамках обязатель-
ной сертификации продукции, так и в рамках добровольной сертификации. В пер-
вом случае сертификация систем качества осуществляется, если это предусмотрено способом (формой, схемой) сертификации этой продукции; во втором - если это продиктовано интересами предприятия-заявителя.
В любом случае, сертификацию систем качества осуществляют аккредито-
ванные для этих целей органы по сертификации, зарегистрированные в Госстандар-
те России.
В целях обеспечения необходимой информацией потребителей, заказчиков, хо-
зяйствующих субъектов и других заинтересованных лиц, Госстандарт России еже-
годно публикует перечень Систем сертификации, в которых осуществляется серти- фикация систем качества, и перечень органов по сертификации, зарегистрирован- ных Госстандартом России в соответствии с Законом РФ" О сертификации продук- ции и услуг". Аналогичным образом осуществляется информация зарегистрирован-
ных систем качества.
Проведение работ по сертификации систем качества осуществляет штатный персонал экспертов органа по сертификации, способных проводить такие работы по соответствующим областям деятельности органа.
В целях создания в России условий для высококвалифицированной деятельно-
сти по сертификации, в том числе по сертификации систем качества, Госстандартом России сформирована и функционирует Российская система сертификации персо-
готовка экспертов осуществляется Академией стандартизации, метрологии и сертификации (учебной), а также другими аккредитованными для этих целей учеб-
ными организациями. Для этого разработаны специальные программы с учетом тре-
бований ИСО 10011-2, определены процедуры и порядок аттестации экспертов, пра-
вила их регистрации в государственном реестре.
По результатам сертификации систем качества предприятию выдается сер-
тификат на систему качества. Знак соответствия системы качества состоит изединого Знака системы, свидетельствующего об аккредитации органа по сертифика- ции, и Знака органа по сертификации. Знак соответствия размещается на сертифика-
те на систему качества. Как сертификат на систему качества, так и Знак соответст-
вия системы качества могут использоваться владельцем сертификата в рекламных целях. Однако, во избежание неправильного толкования значения Знака соответст- вия системы качества, не допускается проставлять его на продукции.
При проведении работ как по обязательной, так и добровольной сертифика-
ции в Системе сертификации ГОСТ Р Госстандартом России создан Регистр системкачества. Он представляет собой систему сертификации, сформированную в со- ответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правила-
ми по сертификации, государственными стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами (стандарт ИСО8402; стандарты ИСО се-
рии 9000; ИСО 10011-1-ИСО 10011-3; Руководства ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 61 и
ИСО/МЭК 62, EN 45012, Рекомендации EAC по применению EN 45012, Рекоменда-
ции EQC " по проведению проверок систем качества и сертификации систем качест-
ва третьей стороной (EQC 147)).
Регистром осуществляется не только сертификация систем качества, но и сертификация производств, инспекционный контроль за сертифицированными объектами, международное сотрудничество в области сертификации систем ка-
чества в интересах взаимного признания результатов сертификации.
При этом необходимо обязательно осуществить процедуру идентификации
системы качества, посредством которой устанавливают соответствие представлен-
ной на сертификацию системы качества заявленной модели. Аналогичным образом определена сертификация производств как действие третьей стороны, доказы- вающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным обра-
зом идентифицированное производство и его условия обеспечивают стабильность конкретных характеристик производимых продукции, услуг или работ, определен-
ных нормативными документами.
Система качества определена, в соответствии с ИСО8402, как совокупностьорганизационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осу-
ществления общего руководства качеством. Модели для обеспечения качествастандартизованы тремя международными стандартами (ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО
9003) или их отечественными государственными аналогами(ГОСТ Р ИСО9001,
ГОСТ Р ИСО9002, ГОСТ Р ИСО 9003) и представляют собой набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспече- ния качества в данной ситуации.
Организация работ по сертификации систем качества(производств) основыва-
ется на таких основных общепринятых в практике сертификации принципа х, как
· добровольность;
· бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;
· объективность оценок;
· воспроизводимость результатов оценок;
· конфиденциальность;
· информативность;
· специализация органов по сертификации;
· обязательность проверки выполнения требований, предъявляемых кпродукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере;
· достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия сис-
темы качества нормативным требованиям.
Принцип добровольности основывается на том положении, что сертификациясистем качества в Регистре осуществляется только по инициативе заявителя и при наличии письменной заявки, если иное не предусмотрено законодательными актами. Объективность оценок обеспечивается, во-первых, независимостью органа посертификации и привлекаемых им экспертов от заявителей или других организаций, заинтересованных в результатах оценки и сертификации, во-вторых, полнотой со-
става комиссии экспертов, в-третьих, компетентностью проводящих сертификацию экспертов, аттестованных в Системе сертификации персонала.
Для обеспечения воспроизводимости результатов оценок применяются правила и процедуры проверки, основанные на единых требованиях, оценка проводится на основе фактических данных, результаты оценки документально фиксируются, орга-
Конфиденциальность всей информации об организации на всех этапах серти- фикации и по ее результатам, характеризующим состояние системы качества(про-
изводства) и соответствие персонала, обеспечивается руководством органа по сер-
тификации как в части штатного, так и привлекаемого к работам по сертификации персонала. К конфиденциальной информации, в частности, относятся:
· сведения о технологии и организации производства, перспективных разработках продукции, " ноу-хау ", коммерческие данные и сведения, кото- рые могут представлять интерес для конкурентов;
· сведения о недостатках организации, несоответствиях, материальных,
организационных и технических трудностях, которые могли бы повредитьпрестижу организации, принести ей моральный или материальный ущерб; · сведения об экономических взаиморасчетах между участниками сер-
тификации и др.
В случае, когда продукция (услуга), производимая предприятием, а также усло-
вия производства могут угрожать здоровью потребителей и представляют опас-
ность для экологии, принцип конфиденциальности информации не соблюдается.
Информативность достигается ежегодными официальными публикациями Ре-
гистра и через периодические издания организаций Госстандарта России о сертифи-
цированных системах качества (производств) или об аннулировании сертификатов.
Официальным источником по всем этим вопросам является Реестр сертифициро-
ванных систем качества и производств Регистра.
Специализация органов по сертификации систем качества(производств)дости- гается как областью аккредитации органа, так и наличием в его штате или среди привлекаемого персонала экспертов и консультантов, специализированных в соот- ветствующей сфере деятельности (помимо экспертов по сертификации систем каче-
ства). Организация работ по сертификации включает предварительный(предсер-
тификационный)этап и непосредственно три этапа сертификации: I - предварительная оценка системы качества; II - проверка и оценка системы качества в организации;
III - инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.
Предварительная оценка системы качества состоит в предварительном анализеи оценке описания системы качества в документах проверяемой организации. Пред- варительная оценка проводится органом по сертификации целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества ицелесообразности проведения дальнейших работ по сертификации.
Предварительная оценка осуществляется на основе анализа сведений, имею-
щихся в таких исходных документах, представленных заявителем в орган по сер- тификации, как:
· декларация-заявка на проведение сертификации;
· политика организации (заявителя)в области качества;
· перечень внутрифирменных документов системы качества;
· организационно-структурные схемы заявителя и его службы качества;
· анкета-вопросник проведения предварительного обследования системы каче-
ства;
· исходные данные для предварительной оценки состояния производств.
При подготовке к проверке и оценке системы качества (этапII) составляется программа проверки, распределяются обязанности между членами комиссии, гото-
вятся рабочие документы. Программы проверки разрабатывает главный эксперт иутверждает руководитель органа по сертификации.Программа согласовывается с проверяемой организацией. В интересах возможного исключения преждевременно-
го раскрытия конкретных деталей проверки, которые могут помешать сбору объек-
тивной информации, эти детали сообщаются заявителю только в ходе проверки.
Введено определение понятия " значительное несоответствие", как отсутст-
вие, неприменение или полное нарушение какого-либо элемента или субэлемента системы качества. Примерами значительных несоответствий могут быть следую-
щие:
а) политика предприятия в области качества и процедура деятельности по эле-
ментам системы качества не определены и не оформлены документально в необхо-
димом объеме, позволяющем использовать их в качестве основы для внедрения и функционирования системы качества; б) сформированная система качества не соответствует политике в области качества; в) отсутствует необходимый элемент системы качества или процедура;
д) отсутствует система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно
контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмот-
ренным ее обязательной сертификацией;
е) требования документированных процедур не выполняются в полном объеме;
ж) требования стандарта, на соответствие которому проводится проверка, не соблюдаются;
и) зарегистрированные данные по качеству продукции и деятельности по обеспечению качества не дают представления об эффективности функционирова-
ния системы качества.
Систему качества признают соответствующей стандарту при отсутст- вии значительных несоответствий или наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. В противном случае не может быть принято решение об одобре-
(отказе в сертификации системы качества) принимает главный эксперт по согласо- ванию с руководством органа по сертификации на основании акта о результатахпроверки и оценки системы качества. Окончательное решение о регистрации сер-
тификата соответствия системы качества в Реестре Регистра и выдаче разреше-
ния (лицензии) на право применения знака соответствия принимает Технический Центр Регистра. Срок действия сертификата соответствия системы качества, какправило, не превышает3лет. По окончании его действия проводится ресертифика-
Программа проверки и оценки системы качества тверждается у руководите-
лем Органа по сертификации. Составляется для каждого конкретного предпри-
ятия -заявителя, заявка которого принята в работу. Содержание документа: а) цель и область проверки. Указывается нормативный документ, на соответ-
ствие требованиям которого будет проводиться проверка и оценка системы качест-
ва. Возможные цели: сертификация или проверка.
Б) Время проведения проверки.
В) Состав комиссии.
Д) Объекты проверки.
При этом выполняются требования конфиденциальности. Комиссия обязует- ся не разглашать сведения, полученные от организации-заявителя в ходе проверки и оценки системы качества и не передавать материальной оценки в какую-либо ор- ганизацию или каким-либо лицам.
Рассылка акта. Указываются адреса рассылки, согласованные с представите- лем организации-заявителя. Документ подписывается председателем комиссии (гл.
экспертом), а также согласуется с представителем руководства организации-
заявителя, что подтверждается подписью этого представителя.
|